Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 112. Правописание гласных и согласных в приставках
03.09.2016, 19:01

Урок 112. Правописание гласных
и согласных в приставках
Цели: дать понятие о неизменяемых и изменяемых приставках; учить обнаруживать орфограммы в приставках, проверять гласные и согласные в приставках; формировать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать изменяемые и неизменяемые приставки; находить и проверять орфограммы в приставках; применять правила написания гласных и согласных в приставках; формировать навыки анализа.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Анализ диктанта
Подведем итоги: кто нашел в тексте диктанта больше слов с вариантами морфем? Прочитаем эти слова.
III.    Анализ выполнения тестов
 
IV.    Актуализация знаний
Задание из рабочей тетради.
V.    Самоопределение к деятельности
Нам известно, что многие гласные и согласные в корнях слов можно проверить, поставив их в сильные позиции: гласные — под ударение, согласные — перед гласными или сонорными согласными.
VI.    Работа по теме урока
1.    Беседа.
Можно ли проверить правописание приставок? Все зависит оттого, изменяемые приставки или неизменяемые. Большинство приставок, кроме приставок на -з, -с и приставок пре- и при-, пишутся одинаково независимо от их произношения, и их правописание можно проверить:
надколоть — надорвать, надрубить;
подпилить — подождать, поднимать; пбдпол;
промахнуться — промах и т. д.
2.    Чтение теоретического материала учебника (§ 82, с. 28).
Комментарий
Обратим внимание на приставку с-. Перед звонким согласным слышится [з], перед глухим — [с]. Вспомним, что по законам русской фонетики последующий звук влияет на предыдущий. Это касается парных согласных по звонкости/глухости и твердости/мяг- кости. Сонорные же не меняют качества предыдущего звонкого или глухого согласного звука, поэтому проверить правописание лучше всего именно сонорным согласным.
Одинаковое написание приставок не подразумевает отме-ны вариантов морфемы: приставки над-, под-, с-, в-, об-, пред-, от- имеют варианты (беглые гласные): надо-, подо-, со-, во-, обо-, предо-, ото- (надорвать, подождать, соврать, войти, обогнуть, предоставить, отогнать).
3.    Составление таблицы приставок с беглыми гласными (на доске и в тетрадях).
Приставка    Примеры
над- (надо-).    Надкусить, надорвать
под- (подо-)    Подбежать, подобраться
с- (со-)    Сверить, собрать
в- (во-)    Втереть, вогнать
об- (обо-)    Обзор, обозрение
пред- (предо-)    Предложение, предоставить
от- (ото-)    Отбор, отозвать
 
—    Рассмотрите примеры и решите, в каких случаях употребляются варианты приставок с гласной. (Гласная на конце приставок появляется, если за ней следуют два согласных.)
VII.    Закрепление изученного материала
1.    Упр. 433 — комментированное письмо.
2.    Упр. 436 — чтение, обсуждение вопросов (самостоятельное выполнение).
Дополнительный вопрос
—    В какой пословице есть антонимы? К какой части речи они относятся?
Комментарий
Антонимы-наречия есть в первой пословице: трудно — легко. Антонимы-глаголы — в пятой: взять — отдать.
3.    Упр. 435 — выполнение заданий (самостоятельная работа).
VIII.    Подведение итогов
—    Как можно проверить гласные и согласные в приставках?
Домашнее задание
1.    § 82.
2.    Упр. 434.
3.    Работа над ошибками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar