Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 115. Буквы о - а в корне -лаг лож-
03.09.2016, 19:02

Урок 115. Буквы о - а в корне -лаг лож-
Цели: показать условия выбора букв о и а в корне -лаг лож-,
развивать навыки морфемного разбора, рассуждения; прививать культуру правильной речи; развивать мотивацгйо к познавательной деятельности; формировать навыки работы в парах, в группе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно вычленять корень -лаг    лож-; применять правило написания ва
риантов корня; строить рассуждение.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
1.    Проверка домашнего задания.
1)    Задание из рабочей тетради.
2)    Упр. 444 — подготовленный диктант.
Грамматическое задание. Обозначьте приставки, сделайте фонетический разбор слова книг.
2.    Лингвистическая разминка.
Задание. Замените существительные с предлогами прилагательными с приставками.
Человек без сердца, ночь без звезд, работа без пользы, вещество без примесей, местность без воды, гласный без ударения, дорога без конца, положение без выхода, деспот без жалости.
{Бессердечный человек, беззвездная ночь, бесполезная работа, беспримесное вещество, безводная местность, безударный гласный, бесконечная дорога, безвыходное положение, безжалостный деспот.)
— Можно ли сделать обратную замену (превратить прилагательные с приставками в существительные с предлогами) в следующих случаях? Почему?
Безмятежная улыбка, безмолвное согласие, беспечный юноша.
III.    Работа по теме урока
1.    Беседа.
В течение нескольких уроков мы будем изучать варианты морфем в корне. Начнем с чередований букв о и а в корне -лаг    лож-. Понаблюдаем за изменением гласных в корне
и сделаем вывод (слова записаны на доске).
Прилагательное, выложить, положение, полагаться, положить, заложить, предполагать, слагаемое, предположим, предложный, изложение.
 
Рассуждение и вывод. Гласные корней всех слов, кроме глагола предположим и прилагательного предложный, безударные. После корня -лож- стоят разные буквы: е, и, н, после корня -лаг— буква а.
Итак, в корне -лаг    лож- в безударном положении пишет
ся а, если за корнем тоже стоит о; пишется о, если за корнем нет буквы а (суффикса а).
Значит, пользоваться проверочными словами при написании слов с чередующимися гласными в корне нельзя.
2.    Чтение диалога и правила (§ 84, с. 32—33).
3.    Особенности корня -лаг    лож-.
—    Попробуйте найти в орфографическом словаре слова на букву л с корнем -лаг- (имеются в виду слова с тем же значением корня, что мы рассматриваем).
Таких слов в словаре нет. Значит, слова с этим корнем существуют только с приставками.
Обратим внимание на корень -лож-. Слов ложитъ, покласть нет в русском языке (это довольно частые речевые ошибки), есть слова положить, класть. Это так называемые супплетивные формы, т. е. образованные от разных корней, но имеющие одинаковое значение. Есть и другие слова с супплетивными формами: человек — люди, ребенок — дети, я — мне, он — ему.
IV.    Закрепление изученного материала
1.    Упр. 447 - комментированное письмо.
(Ответ. Сочетания слов: возложить венок, предложить помощь, проложить путь.)
2.    Упр. 448, 449 — самостоятельная работа со словарем, обсуждение.
V.    Подведение итогов
—    Можно ли безударные гласные в корне -лаг    лож- про
верять ударением?
Домашнее задание
1-§ 84.
2. Упр. 450.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar