Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 118. Буквы и - ы после ц
03.09.2016, 19:03

Урок 118. Буквы и - ы после ц
Цели: показать условия выбора букв и — ы после ц; развивать навыки морфемного разбора, орфографические навыки, мотивацию к познавательной деятельности; формировать навыки работы в парах, в группе.
Планируемые результаты: учащиеся узнают условия выбора букв и —ы после ц; научатся применять правило написания этих гласных; строить рассуждение.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
1.    Проверка домашнего задания.
Задания из рабочей тетради.
2.    Словарный диктант.
(Проводится по работам учеников — упр. 460.)
III.    Самоопределение к деятельности
Послушайте, какой звук произносится после ц в словах: цирковой, панцирь, огурцы, акация, дикция, цыпленок, цитрусовые, курицын, молодцы.
Последнее слово относится к тем, кто услышал звук [ы].
IV.    Работа по теме урока
1.    Беседа.
—    Почему мы слышим этот звук после ц во всех словах, хотя пишутся они то с и, то с ы? (Потому что звук [ц] всегда твердый.)
—    После каких букв надо всегда писать и, хотя слышится ы? Почему? (Примерный ответ. После жиш: жизнь, машина, мыши, ежи. Звуки [ж] и [ш], как и [ц], тоже всегда твердые.)
 
Для слов, в которых встречается звук [ы] после ц, существует особое правило. В корнях слов и в словах, оканчивающихся на -ция, пишется и. В окончаниях и суффиксах пишется ы. Слова-исключения, в корнях которых пишется ы, легко запомнить по мнемонической фразе: Цыган на цыпочках сказал цыпленку цыц. Есть еще однокоренной со словом цыц глагол — цыкнуть.
Важно точно определить морфему, чтобы правильно написать. Это касается не только изучаемого сегодня правила. Морфемный разбор всегда подскажет правописание.
2.    Чтение диалога и правила (§ 87, с. 38—39).
V.    Закрепление изученного материала
1.    Упр. 461 — выполнение задания (устно).
2.    Упр. 462 — комментированное письмо.
3.    Упр. 464 — выполнение задания (на доске и в тетрадях).
4.    Упр. 465 - развитие речи: чтение, выбор заглавия, обсуждение вопроса; морфологический и синтаксический разбор, самостоятельная работа.
Дополнительный вопрос
—    К какому типу речи относится этот текст?
Комментарий
Варианты заглавий: «Родственные слова», «Латинские корни», «Циркуль и цирк».
Тип речи — рассуждение.
(.Примерный ответ. В первой части рассказчик приводит объяснение, к которому пришел самостоятельно путем рассуждений: он нашел общее значение слов циркуль и цирк] во второй части приводится научное объяснение, о котором рассказчик узнал из словаря.)
5.    Тестовое задание.
В каком слове пропущена буква н?
1)     ц..кнуть;    3) лисиц..н;
2)     целитель;    А)панц..рь.
VI.    Подведение итогов
-    Какое значение имеет морфемный разбор для правописа-ния в словах и и ы после ц?
Домашнее задание
1.    § 70—87 (повторение).
2.    Упр. 463.
3.    Контрольные вопросы и задания (с. 41).
4.    Рабочая тетрадь: задания 117, 118 (с. 60).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar