Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 126. Имя существительное как часть речи (продолжение)
03.09.2016, 19:04

Урок 126. Имя существительное
как часть речи (продолжение)
Цели: закрепить навыки определения морфологических при¬знаков существительного, его синтаксической роли; учить отли¬чать существительное от других частей речи; развивать мотивацию к познавательной деятельности.
 
Планируемые результаты: учащиеся узнают о синтаксической роли существительного; научатся понимать отличие существи¬тельных от других частей речи; объяснять языковые явления.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1.    Вопросы.
—    Что такое имя существительное как часть речи?
—    Какие грамматические признаки существительных вам из¬вестны? Приведите примеры.
—    Какова синтаксическая роль имен существительных?
—    Какие знаки препинания ставятся, если подлежащее и ска¬зуемое выражены именами существительными?
2.    Упр. 474 — рассказ о персонажах и событиях любимых книг.
3.    Упр. 476 — беседа по вопросам (в это время три ученика выполняют на доске морфологический, синтаксический и мор¬фемный разбор).
Комментарий
Варианты заглавий: «Малая Родина», «С чего начинается лю¬бовь к Родине».
Дополнения, выраженные именами существительными в В. п. (прямые дополнения): любим (что?) место; узнает (что?) дом, сад; запоминает (что?) яблоню, стежку; не забудет (что?) дом, игры, дорогу; любим (что?) березу, речку, улицу.
Близкие по значению глаголы, объединяющие второе и третье предложения: запоминает, не забудет.
III.    Отличие имен существительных от других частей речи
1.    Беседа.
Мы говорим о существительных как о предметах, но эта часть речи обозначает не только предметы. Слово предмет мы пони¬маем широко: явление действительности, объект. Давайте раз¬беремся.
2.    Задание. Определите части речи (слова записаны на доске).
1)    Синеть, синий, синева;
2)    краснота, красненький, краснеть;
3)    слабость, слабый, слабеть;
4)    добреть, добротный, доброта;
5)    желтизна, желтеть, желтоватый.
—    Что общего между словами каждого ряда? (Корень.)
 
—    На какие вопросы отвечают слова синева, краснота, сла¬бость, доброта, желтизна? {На вопрос имен существитель¬ных — что 7)
—    Каково значение этих существительных? (Эти слова обо¬значают признак как предмет, явление.)
—    Могут ли эти существительные иметь при себе прилагатель¬ные, определяющие их? Приведите примеры. {Примерный от¬вет. Могут: глубокая синева, болезненная краснота, мышеч¬ная слабость, искренняя доброта, чуть заметная желтизна.)
—    Как образованы эти существительные? {Спомощью суффик¬сов -ев-, -от-, -ость-, -изн-.)
Мы выяснили, что некоторые существительные имеют зна¬чение признака как явления. А могут ли имена существительные иметь значение действия как предмета, явления, т. е. быть по зна¬чению близки глаголам?
Для ответа на этот вопрос возьмем ряд глаголов и попробуем образовать от них имена существительные.
3.    Задание. Образуйте от этих глаголов имена существитель¬ные, которые обозначают действие как предмет, явление.
Ходить, читать, уважать, купаться, восставать, грызть.
(Глаголы записаны на доске в первый столбик, по мере вы-полнения задания заполняем второй.)
{Хождение, чтение, уважение, купание, восстание.)
Комментарий
От слова грызть существительное не образуется. Есть одно¬коренные существительные грызня (разговорное), грызун, но они имеют несколько другое значение. Грызун — млекопитающее с сильными передними зубами (белка, мышь, суслик). Грызня — драка между животными; мелочная ссора, перебранка между людьми.
В словосочетании грызть орехи нельзя заменить глагол суще¬ствительным; не скажешь же: грызня орехов.
Вывод. От некоторых, но не ото всех глаголов образуются су¬ществительные со значением действия, обозначающие это дейст¬вие как предмет, явление.
4.    Чтение теоретического материала учебника (с. 47).
IV.    Закрепление изученного материала
1.    Упр. 477 — выразительное чтение текста, устные ответы.
2.    Упр. 478 - выполнение заданий (самостоятельная работа).
3.    Упр. 479 — комментированное письмо, фонетический раз¬бор слов на доске.
 
V.    Развитие речи
Упр. 481 — беседа по сюжету картины Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»; написание небольшого рассказа по картине.
VI.    Подведение итогов
—    Что нового вы узнали об имени существительном?
—    Чем существительное отличается от других частей речи?
Домашнее задание
1-§ 88.
2.    Упр. 480.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar