Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 128. Имена существительные одушевленные и неодушевленные
03.09.2016, 19:05

Урок 128. Имена существительные
одушевленные и неодушевленные
Цели: развить понятие о категории одушевленности; учить различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; развивать познавательный интерес.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; понимать их роль в речи; объяснять языковые явления.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Чтение и разбор сочинений-рассуждений
III.    Актуализация знаний
Лингвистическая разминка.
(Запись под диктовку на доске и в тетрадях; определение частей речи; выделение слов с вариантами морфем.)
В долинах весна была в полном разгаре. Цвела черемуха, и встречный ветер врывался к нам в окна.
Варианты морфем в словах: в — во, весна — вёсен, разгар — расход, разгар — гореть, цвела — цвет, ветер — ветры, врывался — ворвался, к —ко, нам — мы, окна — окон.
IV.    Самоопределение к деятельности
Вы уже знакомы с одушевленными и неодушевленными именами существительными. Кажется, все просто: одушевленные отвечают на вопрос кто?, а неодушевленные - на вопрос что?
Одушевленное или нет существительное толпа? Ведь толпа состоит из людей. Оказывается, существительное толпа неодушевленное, отвечает на вопрос что?
V.    Работа по теме урока
1. Беседа.
Выяснить принадлежность существительного к разряду одушевленных или неодушевленных поможет склонение. Дело в том, что у одушевленных существительных совпадают формы мн. ч. Р. п. и В. п., а у неодушевленных - формы мн. ч. И. п. и В. п.
Падеж    Одушевленные сущ. Неодушевленные суш.
И. п.    Люди    Толпы
Р. п.    Людей    Толп
В. п.    Людей    Толпы
 
В художественной литературе, в фольклорных произведениях иногда неодушевленные предметы выступают как одушевленные: это прием олицетворения. Вспомним, например, «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
—    К каким неодушевленным предметам, как к одушевленным, обращаются герои сказки? (Примерный ответ. Злая царица обращается к зеркальцу: «Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду доложи»; королевич Елисей — к солнцу: «Свет наш солнышко!», к месяцу: «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!», к ветру: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч».)
—    Как ставятся знаки препинания при обращении? (Обращения выделяются запятыми, иногда после обращения ставится восклицательный знак.)
—    Являются ли обращения членами предложения? (Нет.)
2.    Самостоятельные наблюдения (§ 90, с. 50).
Рассмотрим рисунок на с. 50, определим одушевленные и неодушевленные имена существительные.
VI.    Закрепление изученного материала
1.    Упр. 485 — чтение, комментированное письмо.
2.    Упр. 488 — комментированное письмо.
3.    Упр. 486 - выполнение заданий (самостоятельная работа; морфологический и пунктуационный разбор выполняется на доске).
VII.    Подведение итогов
—    Как определить принадлежность существительного к раз-ряду одушевленных или неодушевленных?
—    На чем основан прием олицетворения?
Домашнее задание
1.    § 90.
2.    Упр. 487.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar