Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 12. Правописание непроизносимых согласных в корне слова
03.09.2016, 16:42
Урок 12. Правописание непроизносимых
согласных в корне слова
Цели: закрепить умение обнаруживать орфограммы — согласные в корнях слов; развивать навыки фонетического разбора и разбора слова по составу, навыки работы с орфографическим словарем; формировать мотивацию к самостоятельной аналитической деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять орфограммы в корнях слов; проводить фонетический анализ; подбирать проверочные слова; выбирать языковые средства для высказывания своих мыслей; объяснять языковые явления.
 
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1.    Чтение предложений со словарными словами.
2.    Сообщения о происхождении слов хоккей, матч.
(Ответ. Оба слова пришли к нам из английского языка:
match, hockey. Слово матч в английском языке изначально обозначало «соперник, пара». Слово хоккей, вероятно, восходит к старофранцузскому hoquet — пастуший посох с крюком.)
III.    Работа по теме урока
1.    Фонетический разбор прилагательных.
Устный ответ, опасный поворот.
Устный — 2 слога, у — [у] — гласи., ударн. с — [с] — согласи., глух., тв.
Т — [— ]
и — [н] — согласи., зв., тв. ы — [ы] — гласи., безударн. й — [й] — согласи,, мягк., зв.
6 букв, 5 звуков.
Комментарий
Обратите внимание на то, что для правильного фонетического разбора необходимо забыть о правописании слова и слушать лишь его звучание. Уточним значение проверочного слова уста: устаревшее слово, корень которого находим в однокоренных словах устно, устный, изустно, а само слово сохранилось в поэтической речи: уста сахарные; твоими бы устами да мед пить.
2.    Морфемный разбор (разбор слов по составу).
^стн|ый|, чудесн ый.
—    Подумайте, в каких еще словах встречается этот редкий суффикс -ес-. (Небеса, небесный, словесный, телесный, древесина, древесный.)
—    Как вы думаете, с какой целью мы сделали фонетический и морфемный разбор этих прилагательных?
—    Проведем наблюдения (§ 10, с. 25) и сделаем вывод. Прочитаем правило на с. 26. Запишем слова с орфограммой в тетрадь-словарик.
IV.    Закрепление изученного материала
1. Упр. 47 — комментированное письмо.
 
2.    Упр. 48 — чтение (а возможно и пение на мотив танго) стихотворения Хайта и Левенбука; далее - самостоятельная работа и последующая проверка.
Слов с непроизносимыми согласными 10: прелестный, солнце, празднично, местность, окрестность, сердца, пастбище, грустно, чувствую, здравствуйте.
3.    Тестовое задание.
В каком слове есть непроизносимый согласный в корне?
1 )лес..ный;    3) словес..ный;
2) опас..ный;    4) прекрас..но.
V.    Занимательная лингвистика
Возьмите у глагола издать приставку, у существительного весточка — корень, у прилагательного подводное — суффикс, у прилагательного телефонный — окончание.
—    Какое слово у вас получилось? (Прилагательное «известный».)
VI.    Подведение итогов
—    Что надо знать, чтобы не ошибиться в написании непроизносимого согласного в корне слова?
Домашнее задание
1-§ Ю.
2.    Упр. 49 (подготовка к диктанту).
3.    Рабочая тетрадь: задания 13—18 (с. 9—10).
 
 
 
 
 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar