Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 135. Падеж имен существительных
03.09.2016, 19:07

Урок 135. Падеж имен существительных
Цели: закрепить навыки изменений существительных по падежам, определения падежей, правописания падежных окончаний; развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять падеж существительных, узнают правила определения падежа; научатся объяснять языковые явления.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Анализ выполнения теста
III.    Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1.    Упр. 518 — подготовленный диктант.
2.    Упр. 520 — чтение примеров однокоренных существительных, относящихся к разным типам склонения.
IV.    Работа по теме урока
1.    Беседа.
—    Назовите падежи и вопросы к ним.
—    Что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж?
2.    Самостоятельные наблюдения (§ 96, с. 63—64).
 
3.    Упр. 522 — различение совпадающих форм именительного и винительного падежа.
Комментарий
Важно обратить внимание на совпадение форм И. п. и В. п. у некоторых существительных. В первом примере существительное ячмень стоит в В. п., является дополнением без подлежащего: сеют (что?) ячмень. Во втором примере существительное ячмень стоит в И. п., является подлежащим: ячмень колосится. Надо вдуматься в смысл предложения (кто или что совершает действие, над кем или над чем совершается действие) — это поможет определить падеж правильно.
К существительному в В. п. можно подставить вспомога-тельный глагол; подобрать однородный член другого склонения: вижу (кого? что?) ячмень, рожь, пшеницу, и это поможет определить падеж.
4.    Задание. Определите падеж существительных в предложениях, записанных на доске (устные рассуждения).
Стул поставили у окна. Небо затянули облака. Новые дома построили за год. По телевизору показали новый мультфильм.
5.    Работа по предупреждению речевых ошибок.
Чтение теоретического материала учебника на с. 66; составление словосочетаний «глагол + существительное в Р. п. с предлогом из или с». Например: вернулся из магазина, пришел с футбольного матча, приехал из деревни, возвратился с дачи.
V.    Закрепление изученного материала
1.    Упр. 523 — комментированное письмо (на доске и в те-традях).
2.    Упр. 524 — обсуждение проблемы (устно).
Ответ
Ученик определял падежи по окончаниям, не ставя падежные вопросы, не учитывая связи между словами. Он не принял во внимание, что у существительных 1-го склонения (тетрадка) совпадают формы Д. п. и П. п., а у существительных 3-го склонения (тетрадь) совпадают формы Р. п., Д. п. и П. п.
Правильный ответ: выполнена (в чем?) в тетрадке, не было (в чем?) в тетради — П. п.
Комментарий
Для определения падежа важно ставить падежные, а не смысловые вопросы (где? куда? когда? почему?).
Например: После драки кулаками не машут. Не машут (после чего?) после драки (Р. п.); не машут (чем?) кулаками (Т. п.).
 
Смысловые вопросы ставим для определения синтаксической роли слова в предложении: Не машут (когда?) после драки (обстоятельство).
В сомнительных случаях можно подставить существительное другого склонения (см. выше — п. V-3) или заменить единственное число множественным: 1) Вчера ездил к бабушке. 2) Мне нравится в бабушке ее веселый характер. Формы существительного одинаковы: бабушке.
Заменим существительным 2-го склонения: ездил к деду, нравится в деде. Для верности заменим еще существительным во множественном числе: ездил к бабушкам', нравится в бабушках.
Вывод. В первом случае — Д. п., во втором — П. п.
3.    Упр. 525 — выполнение заданий (устно).
4.    Упр. 526 — комментированное письмо.
5.    Упр. 530 — работа по вариантам: вариант I выполняет задание под цифрой 1,11 — под цифрой 2; после этого — проверка.
6.    Упр. 527,529 — выполнение заданий (самостоятельная работа).
VI.    Занимательная лингвистика
Из истории названия падежей
Большинство названий падежей впервые употребил М.В. Ломоносов в труде «Российская грамматика». Названия падежей происходят от древнегреческих слов. Слово «отклоняется» от начальной формы, а каждое изменение — это падение (падеж). Древнеримские ученые перевели заимствованные греческие термины, позднее русские ученые заимствовали эти переводы.
Винительный падеж назван так по ошибке. У греков это «устремительный» падеж — «этиатике» (действие направлено): читаю книгу, пишу письмо и т. д. Древнеримские ученые неправильно перевели, считая, что слово образовано от «этиа» — «вина», и назвали падеж «аккузативус» — обвинительный, винительный. Мы до сих пор употребляем ошибочный термин «винительный», хотя никакой вины нет и не было.
Предложный падеж называется так потому, что употребляется только с предлогами: о книге, в школе.
VII.    Подведение итогов
— Как не ошибиться в определении падежа?
Домашнее задание
1.    § 96.
2.    Упр. 528.
3.    Упр. 531 или 532 (на выбор).
4.    Работа над ошибками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar