Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 13. Буквы и, у, а после шипящих
03.09.2016, 16:42
Урок 13. Буквы и, у, а после шипящих
Цели: закрепить навыки правописания слов с орфограммами — гласными и согласными в корнях слов; повторить правописание и, у, а после шипящих; формировать мотивацию к обучению и самообучению.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять орфограммы в корнях слов; применять правила, использовать алгоритм проверки орфограммы; объяснять языковые явления.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1.    Упр. 49 — подготовленный диктант.
2.    Задания из рабочей тетради.
 
III.    Работа по теме урока
1.    Беседа.
—    Сегодня мы вспомним правило, известное вам с 1 класса. Какие гласные пишутся в сочетаниях жи — ши? какие — в сочетаниях ча — ща? какие — в сочетаниях чу — щу?
—    Как вы думаете, почему после шипящих ж, ч, ш, щ пишутся гласные и, у, а, а не ы, ю, я? (Примерный ответ. Буквы ю, я после согласных обозначают мягкость этих согласных. Но ч, щ и так всегда мягкие, поэтому дополнительного обозначения мягкости не требуется. Ж и ш были мягкими в далеком прошлом, написание жи — ши сохраняется по традиции.)
—    Придумайте и запишите слова, в которых есть такие сочетания букв. (Можно вспомнить или составить предложения с подобными словами: Волки в чаще рыщут, пищу ищут.)
2.    Словарная работа.
Вспомним слова-исключения: брошюра, жюри, парашют. Заглянем в словарь иностранных слов, уточним значение этих слов. Отметим, что все три слова пришли в русский язык из французского. Потренируемся в правильном произношении этих слов (см. рамку на с. 27): слово жюри, так же как французские имена Жюль, Жюльен, произносится со смягченным [ж’]. Запишите эти слова в тетрадь-словарик, составьте с ними предложения.
3.    Работа с учебником.
1)    Упр. 50 — выполнение задания (на доске и в тетрадях).
2)    Упр. 51 — обсуждение вопросов, чтение составленных предложений.
3)    Упр. 52 — самостоятельная работа со словарем.
4.    Тестовое задание.
Изданного предложения выпишите слово (слова), в котором (в которых) все согласные звуки мягкие.
Нельзя читать чужие письма.
{Ответ: нельзя.)
IV.    Занимательная лингвистика
Из истории слов
Бить баклуши. Кое-кто, наверное, слышал это выражение от взрослых: «Хватит бить баклуши, садись делать уроки». Понятно, что бить баклуши - означает «бездельничать, заниматься пустяками». Откуда же пошло такое выражение?
Баклуша — осиновая чурка с выбитой сердцевиной, из которой делали ложки, солонки и другие мелкие изделия. Бить бак
 
луши доверяли подмастерьям, это была легкая, неквалифицированная работа.
—    Придумайте и запишите предложение с этим фразеологиз-мом, подчеркните орфограмму, которую мы повторили.
V. Подведение итогов
—    Что надо знать о буквах и звуках, чтобы правильно писать сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу?
Домашнее задание
1-§ 11-
2.    Упр. 53.
3.    Рабочая тетрадь: задания 19—20 (с. 11).
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar