Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 164. Не с глаголами
03.09.2016, 19:14

Урок 164. Не с глаголами
Цели: повторить правописание не с глаголами и существи-тельными; развивать культуру речи, мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правило правописания не с глаголами; объяснять языковые явления.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1.    Вопросы.
—    Что такое глагол?
—    Как изменяются глаголы?
—    Какова роль глагола в предложении?
2.    Упр. 607 — беседа по вопросам (в это время два ученика выполняют на доске морфологический и синтаксический разбор).
III.    Работа по теме урока
1.    Самостоятельные наблюдения и чтение правила (§ 107, с. 99).
2.    Беседа.
Вспомним, как пишется не с существительными.
Есть общее правило для глаголов и существительных: не пишется слитно, если слово без не не употребляется (не является в этом случае приставкой): ненавидеть — ненависть, негодовать — негодование.
 
Существительное пишется с не раздельно, если в предложении есть отрицание, противопоставление. Если противопоставления нет — слитно. Глагол же с не пишется раздельно всегда, кроме случаев, когда слово без не не употребляется.
Разгулялась непогода. Не хочу делать уроки: виновата не погода, а лень.
Это неправда! Ты говоришь не правду, а ложь.
IV.    Закрепление изученного материала
1.    Упр. 609 — комментированное письмо.
Комментарий
В последнем предложении (Кто поздно встает, у того хлеба недостает) необходимо разобрать по составу глагол недостает: в этом глаголе приставка недо-. Смысл этой приставки — недостаточность, нехватка чего-либо.
Не будем путать со случаями, когда рядом оказываются отрицательная частица не и приставка до-.
Мой братишка не достает до кнопки нашего этажа в лифте. Ему не-достает роста.
Из-за плохого аппетита ребенок часто не доедал суп. Бедные люди недоедают.
2.    Упр. 610 - выполнение задания (устно).
3.    Упр. 612 — комментированное письмо.
4.    Упр. 614 - чтение, обсуждение вопросов, самостоятельное выполнение (морфологический разбор выполняется на доске).
5.    Упр. 615 — сочинение-миниатюра, обсуждение.
6.    Словарная работа.
1)    Прочитайте вслух слова, помещенные в рамке на с. 99, определите начальную форму глаголов.
Не буду, не был — быть; не могу, не мог — мочь; не хотел, не хочу — хотеть; не стану, не стал — стать.
2)    Выпишите слова, помещенные в рамке нас. 100 и в примечании к упр. 610, в тетрадь-словарик.
Ненавидеть, недоумевать, негодовать, неволить, недомогать, неис-товствовать.
V.    Подведение итогов
— Расскажите о правописании не с глаголами.
Домашнее задание
1.    § 107.
2.    Упр. 616 — выполнение заданий (устно).
3.    Упр. 611, 613 — выполнение заданий (письменно).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar