Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 166. Неопределенная форма глагола
03.09.2016, 19:15

Урок 166. Неопределенная форма глагола
Цели: углубить представления о неопределенной форме глагола; показать трудные для написания неопределенные формы глаголов; развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять неопределенную форму глагола; использовать глаголы в речи; объяснять языковые явления.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1.    Устные рассказы, рассказы по картинкам, нарисованным учениками.
2.    Упр. 617 — подготовленный диктант.
III.    Работа по теме урока
1.    Беседа.
Неопределенная форма глагола (инфинитив) необычна тем, что она, как ни странно, в отличие от других форм глагола, действия не обозначает.
Действительно, глагол читает обозначает действие в настоящем времени, в 3-м лице, ед. ч. (он, она читает). Глагол читали обозначает действие в прошедшем времени, во мн. ч. (мы, вы, они читали). Глагол прочитаем обозначает действие в будущем времени, во мн. ч. (мы прочитаем).
Начальная, неопределенная форма — читать — не означает, что кто-то читает, читал или прочитает. Никто ничего еще не делает. Начальная форма лишь называет действие. В этом она сходна с существительными.
Сравним: Читать — это интересно и Чтение — это интересно. Смысл предложений сходен, но в первом предложении роль подлежащего играет глагол в начальной форме, а во втором — существительное.
Начальная форма не показывает, не определяет ни время, ни число, ни лицо, ни род. Поэтому она и называется неопре-деленной. Работать глагол начинает, когда изменяет начальную, неопределенную форму.
2.    Самостоятельные наблюдения и чтение теоретических сведений и правила (§ 109, с. 103, 104).
 
—    Что нового вы узнали о неопределенной форме глагола из теоретического материала учебника? (Примерный ответ. Неопределенная форма глагола имеет окончание -ть (-ти) и нулевое окончание в глаголах на -нь, в которых на конце пишется ь.)
IV.    Закрепление изученного материала
1.    Упр. 620 — выразительное чтение, обсуждение вопроса, запись глаголов в неопределенной форме на доске и в тетрадях с обозначением их окончаний.
Комментарий
Ходить, шевелить, думать, гадать, соглядать, стоять, поберечь, подстеречь.
Глагола соглядать в современном русском языке не существует, но смысл его прояснится, если сделать морфемный разбор. Подберем современный синоним: увидеть.
2.    Упр. 621 — комментированное письмо.
Комментарий
В неопределенных формах глаголов, помещенных в рамке на с. 103, перед окончанием стоит буква я, она не проверяется ударением. Есть и другие подобные слова. Их проще запомнить в стихотворной форме:
Сеять, веять, маяться,
Лаять, хаять, каяться,
Чуять, чаять и затеять,
Реять, таять и лелеять.
Примечание
Есть еще довольно редкие глаголы: баять (устар., просто- речн.) — говорить; блеять — издавать блеяние (крик овец и коз), это слово имеет и переносное значение (груб.) — невнятно бормотать; граять — издавать громкий беспорядочный крик, каркать (о грачах, воронах, галках); содеять — совершить, сделать (слово носит книжный и официальный оттенок).
3.    Упр. 622 — комментированное письмо.
4.    Словарная работа.
Запишите слова, помещенные в рамке на с. 104, в тетрадь- словарик, составьте с ними словосочетания.
Жечь, беречь, стеречь.
V.    Подведение итогов
—    В чем вы видите особенность неопределенной формы глагола?
Домашнее задание
1.    § 109.
2.    Упр. 623.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar