Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 169. Правописание -тся и -ться в глаголах
03.09.2016, 19:15

Урок 169. Правописание -тся и -ться
в глаголах
Цели: закрепить навыки правописания неопределенной и личной форм глагола; показать условия выбора написания -тся и -ться в глаголах; учить различать сходные по звучанию личные и начальные формы глагола; развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правило правописания неопределенной и личных форм глагола; раз-
 
дичать сходные по звучанию личные и начальные формы глагола; объяснять языковые явления.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
1.    Проверка домашнего задания.
Задание из рабочей тетради.
2.    Объяснительный диктант.
1)    Подберите к данным существительным однокоренные глаголы, запишите их, поставив в неопределенную форму; добавьте там, где возможно, суффикс -ся.
Таяние, сторож, удивление, раскаяние, тайна, сожаление, блеяние, умывание, чаяние, везение, жжение, сбережение, сеяние.
{Таять, стеречь (сторожить), удивляться, раскаяться, таиться, сожалеть, блеять, умываться, чаять, везти, жечь, сберечь, сеяться.)
2)    Запишите предложение, объясните орфограммы, объясните смысл пословицы.
Сколько веревочке ни виться, а кончику быть.
III.    Работа по теме урока
1. Беседа.
О теме нашего урока мы на самом деле уже начали говорить. В только что разобранном предложении есть глагол виться. Кстати, обратим внимание на суффикс -ся, единственный из суффиксов, который находится после окончания.
—    В какой форме стоит глагол? Как мы узнали, что надо писать ь? (В неопределенной форме. По вопросу: что делать 7)
Есть и другие, более сложные случаи, когда совпадает зву-чание неопределенной и личной форм глагола. Сравним слова: мчаться и мчатся', разъяриться и разъярится. Слышите разницу? А теперь сравним эти же слова в предложениях.
Пришлось мчаться, чтобы успеть на поезд. — Мимо мчатся поезда. Надо готовиться к урокам. — Миша готовится к соревнованиям.
—    В чем разница между этими омофонами (словами, которые одинаково слышатся)? {Глаголы в первых предложениях каждой пары стоят в неопределенной форме, вторые — личные формы в наст, вр., 3-ел., мн. ч. и ед. ч.)
—    Все ли подобные пары глаголов являются омофонами? {Ответ. Нет. Например, глаголы в неопределенной форме
 
и в личной форме могут иметь разное ударение: тащиться — тащится, рассердиться — рассердится. Большинство глаголов различаются и произношением, и написанием. Одинаково произносится лишь концовка: -тся и -ться.)
—    Как узнать, пишется эта концовка с ь или без него?
2.    Чтение теоретического материала учебника (§ 110, с. 106).
3.    Задание. Запишите предложение, объясните правописание глаголов, выделите окончания, определите формы и спряжение глаголов.
Змеи нередко забираются в покинутые зимовья, где не только скрываются от своих врагов-хищников, но и могут найти пищу.
Комментарий
Забираются, скрываются — окончания -ют (в наст, вр., в 3-м л., во мн. ч.; I спр.); найти — окончание -ти (в н. ф.; I спр.).
IV.    Закрепление изу енного материала
1.    Упр. 631 — выполнение заданий (устно).
2.    Упр. 632 — чтение, комментированное письмо.
3.    Упр. 633 — самостоятельная работа.
V.    Подведение итогов
—    Как глаголы подсказывают правописание -тся и -ться?
Домашнее задание
1.    § ПО.
2.    Упр. 634.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar