Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 173. Буквы е - и в корнях с чередованием
03.09.2016, 19:16

Урок 173. Буквы е - и в корнях с чередованием
Цели: показать закономерность чередования е — и в корнях слов; развивать навыки рассуждения, мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правило правописания е — ив корнях с чередованием; объяснять языковые явления.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
Упр. 644 — беседа по вопросам, определение вида глаголов; связный рассказ по рисункам.
III.    Тест по теме «Глагол»
Тест 26 (по вариантам): см. КИМы.
IV.    Самоопределение к деятельности
—    О каких чередованиях звуков и букв вы знаете? (Примерный ответ. Беглые гласные о и е; чередование о и а в корнях:
ломать — отламывать; корни -лаг    лож-, -рост- (-ращ-) —
-рос-; полногласие/неполногласие в корнях (оло —ла, оро — ра,
 
ере — ре); чередование согласных в корнях слов: друг - друзья — дружба; з и с на конце приставок.)
А теперь попробуйте сформулировать еще одно правило, которое касается чередования гласных е — ив корнях слов.
V.    Работа по теме урока
1.    Самостоятельные наблюдения (§ 112, с. 112) и чтение правила, подтверждающего вывод.
2.    Запись корней с чередованием и примеров в тетрадях.
3.    Запись под диктовку пословиц, объяснение их смысла, объяснение орфограмм, определение вида глаголов. (Выполняется на доске и в тетрадях.)
•    Лето собирает, а зима проедает.
•    Мягко стелет, да жестко спать.
—    Подумайте, только ли в глаголах происходит такое чередование.
VI.    Закрепление изученного материала
1.    Упр. 646 — комментированное письмо.
2.    Упр. 647 — ответ на вопрос, самостоятельное выполнение.
3.    Упр. 648 — ответ на вопрос, самостоятельное выполнение. Комментарий
Слова с чередующимися безударными гласными в корне: блестят, запирает, соберутся, растет, выросли, продирает.
В переносном значении употреблены глаголы приходит (зима), запирает.
Дополнительное задание. Найдите слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. (Хорошо, окошки, вечером, зима, посмотри, носок, прочищает, глазок.)
VII.    Подведение итогов
—    В корнях какой части речи мы наблюдали чередование гласных е — и? (Вглаголах.)
—    Подумайте, только ли в глаголах действует изученное правило. (Примерный ответ. Не только в глаголах, но и в отглагольных существительных и прилагательных: выжигание, избиратель, замирание, блистательный, избирательный, зажигательный и т. д. Во всех этих словах суффйкс -а-, а значит, в корне и.)
Домашнее задание
1. § 112.
2.    Упр. 649.
3.    Рабочая тетрадь: задание 143 (с. 74).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar