Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 179. Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием
03.09.2016, 19:19

Урок 179. Определение спряжения глаголов
с безударным личным окончанием
Цели: показать способ определения спряжения; развивать орфографические навыки, мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять спряжение глаголов; применять правило правописания личных безударных окончаний глаголов; объяснять языковые явления.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
1. Словарный диктант.
 
Рассеять сомнения, искренне недоумевал, надеемся на удачу, рас-тает от солнца, занимались гимнастикой, покачаемся на качелях, идти гуськом, заразительно хохочет, договорились созвониться, обжечь палец, старается учиться, везти на машине, усердно тренируется, искусно плести, положат в парту, выиграть в баскетбол, не кладем руки в карманы.
Грамматическое задание. Обозначьте окончания глаголов, укажите их вид.
2. Проверка домашнего задания.
1)    Вопросы.
—    Какое значение имеют гласные перед окончаниями глаголов?
—    Как определить гласные в личных окончаниях глаголов?
2)    Упр. 669 — проверка по цепочке.
3)    Спряжение глаголов учиться и отдыхать (выполняют на доске два ученика).
III.    Работа по теме урока
1.    Результаты самостоятельных наблюдений и чтение правила (§ П9, с. 122).
2.    Беседа.
Вы знакомы со спряжением еще с начальной школы. Но мы будем еще не раз обращаться к этой теме, очень важной и непростой. Однако есть довольно легкий способ понять и запомнить правила определения спряжения.
Заметим, что все глаголы I спряжения в окончаниях имеют гласные е и у (ю), глаголы II спряжения — гласные ииа (я). Мы не принимаем во внимание окончания глаголов 1-го лица ед. ч., так как они очевидны.
Если окончания глаголов безударные, мы применяем пра-вило. Представим его в виде таблицы. Начнем со II спряжения, так как число глаголов этого спряжения ограниченно, их легче запомнить.
I спряжение        II спряжение    
Брить, стелить, брезжить +    Все глаголы на -ить, кроме
+ все остальные глаголы    брить, стелить, брезжить, +
на -ать, -оть, -уть, -чь и т. д.    11 глаголов-исключений    
«Сигнальные» буквы — е, у (ю)    «Сигнальные» буквы — и, а (я)
11 глаголов-исключений легко запомнить в виде стихотворения:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
 
Обратим внимание на то, что приставки и суффиксы -ся (-сь) не влияют на спряжение глаголов: побрить и бриться спрягаются как брить, увидеть и видеться — как видеть и т. д.
Запомним алгоритм (порядок) проверки окончаний глаголов настоящего и будущего времени:
1)    ставим глагол в неопределенную форму;
2)    определяем спряжение: «примерять» наш глагол удобнее сначала ко II спряжению (выбор вариантов меньше);
3)    подставляем соответствующую «сигнальную» букву в личное окончание глагола.
Мы видим, что определение спряжения не самоцель, а лишь подсказка, способ проверить правописание личных окончаний глаголов.
3.    Задание. Определите гласные в личных окончаниях глаголов мн. ч. (они) кол..т и (мы) кле..м, пользуясь алгоритмом проверки (выполняется на доске и в тетрадях):
1)    неопределенная форма: колоть, клеить',
2)    определение спряжения: колоть — I, клеить — II;
3)    выбор «сигнальной» буквы: колют, клеим.
IV.    Закрепление изученного материала
1.    Упр. 670 — комментированное письмо.
Комментарий
Обижаюсь (несов. вид): обижаться (I спр.) — обижается — обижаются;
обижусь (сов. вид): обидеться (II спр.) — обидится — обидятся;
объявляю (несов. вид): объявлять (I спр.) — объявляет — объявляют;
объявлю (сов. вид): объявить (II спр.) — объявит — объявят;
закручиваю (несов. вид): закручивать (I спр.) — закручивает — закручивают;
закручу (сов. вид): закрутить (II спр.) — закрутит — закрутят;
отвечаю (несов. вид): отвечать (I спр.) — отвечает — отвечают;
отвечу (сов. вид): ответить (II спр.) — ответит — ответят.
2.    Задание. Для лучшего усвоения проведем обратную работу: определим неопределенную форму по личным формам глаголов совершенного и несовершенного вида.
Спасут — спасти (I спр.), спасаем — спасать (I спр.);
вырастут — вырасти (I спр.), вырастает — вырастать (I спр.);
остудит - остудить (II спр.), остужаете — остужать (I спр.).
3.    Упр. 671 — самостоятельное выполнение с последующей взаимопроверкой.
 
4.    Упр. 672 — обсуждение заданий, самостоятельное выполнение.
Комментарий
Важно помнить, что глаголы с приставками и с суффиксом -ся (-сь) изменяются (спрягаются) так же, как бесприставочные. Поэтому при определении спряжения сначала надо отбрасывать «лишнее»: приставки и суффикс -ся (-сь).
Обратим особое внимание на приставку вы-, которая пе-ретягивает на себя ударение. Эту приставку надо отбрасывать перед определением спряжения, чтобы не мешала. Если этого не сделать, легко ошибиться: например, глагол выспаться определить по неопределенной форме как глагол I спряжения. На самом же деле это глагол II спряжения: избавимся от при-ставки и суффикса и получим глагол с ударными личными окончаниями (спать — спит — спим — спят) — «сигнальные» буквы и, я.
5.    Задание. Определите спряжение глаголов из словарного диктанта (начало урока); проспрягайте первый глагол (рассеять).
V.    Подведение итогов
— Какие секреты надо знать, чтобы правильно писать гласные в личных окончаниях глаголов?
Домашнее задание
1- § 119.
2. Упр. 673, 674 - устно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar