Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 21. Глагол
03.09.2016, 16:46
Урок 21. Глагол
Цели: углубить знания о глаголе как части речи, о его морфологических признаках; развивать умение употреблять глаголы в речи, мотивацию к аналитической деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять глагол по его морфологическим признакам, определять грамматическую форму глагола; применять правило написания ь в глаголах 2-го лица ед. ч. наст, и буд. вр.; использовать приемы получения информации; объяснять языковые явления.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
1.    Проверка домашнего задания.
Чтение и анализ нескольких сочинений.
2.    Выборочный диктант.
Запишите только словосочетания глаголов с наречиями.
1)    Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром...
 
2)    Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась И тихонько улеглась.
(Тихонько отворилась, порядком убрала, затопила жарко, тихонько улеглась.)
Можно пояснить, что наречие кругом тоже зависит от глагола, но этот глагол («есть») только подразумевается в настоящем времени, а проявляется лишь в будущем или прошедшем времени: кругом будут или кругом были (лавки). Провести аналогию с изучаемыми иностранными языками, где этот глагол присутствует и в настоящем времени.
III.    Работа по теме урока
1.    Беседа.
Повторение частей речи мы начнем с глагола. Это одна из важнейших частей речи. Вы можете сказать, что все части речи важны. Это действительно так.
В чем же предназначение глагола? Мир находится в постоянном развитии, изменении, и это отражается в речи с помощью глаголов. Благодаря глаголам передаются действия людей, движение жизни.
Глагол — одна из самых трудных для изучения частей речи. В каждом учебном году мы будем пополнять и расширять знания об этой части речи.
—    Что означает глагол как часть речи?
—    На какие вопросы отвечают глаголы?
—    Как изменяются глаголы?
—    Приведите примеры глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени.
—    Все ли глаголы изменяются по родам?
—    Как называется изменение глаголов?
—    Прочитайте теоретические сведения учебника (с. 39).
2.    Развитие речи.
Упр. 79 — устное сочинение по рисунку.
—    В каком времени нужно употреблять глаголы в сочинении? Почему? (Вопрос в задании — «Что делают школьники?» — подсказывает, что глаголы следует употреблять в настоящем времени.)
IV.    Закрепление изученного материала
1.    Упр. 80 — выполнение задания (устно).
 
2.    Упр. 81 — комментированное письмо; наблюдения. Отметим чередование согласных в корнях при спряжении глаголов; употребление ь.
Вывод. Во 2-м лице глаголов единственного числа настоящего и будущего времени после шипящих пишется ь.
3.    Упр. 82 — обсуждение заданий (на доске и в тетрадях). Дополнительные вопросы
—    Укажите, в каком числе стоят глаголы.
—    Как определить, в каком лице стоят глаголы? (Примерный ответ. Лицо глаголов легко определить по местоимению: я лежу, гляжу, мы сидим и смотрим. Если местоимения нет в предложении, найдем существительное, к которому относится глагол, и заменим это существительное местоимением: тучи (они) летят', собаки (они) мокнут', вода (она) течет. Если же нет и существительного, подставим подходящее местоимение к глаголу: не выйдешь (ты).)
4.    Упр. 79 — подготовленное сочинение, самостоятельная работа.
V.    Подведение итогов
—    Что обозначает глагол?
—    Каковы признаки глагола?
—    Как определить лицо глагола?
Домашнее задание
1-§ 16.
2.    Упр. 83.
3.    Рабочая тетрадь: задание 26 (с. 14—15).
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar