Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 22. -Тся и-ться в глаголах
03.09.2016, 16:46
Урок 22. -Тся и-ться в глаголах
Цели: углубить знания о глаголе как части речи; повторить правописание глаголов; развивать умение определять тему и основную мысль текста; формировать навыки лингвистического анализа; развивать мотивацию к обучению и самообучению.
Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать формы 3-го лица ед. ч. глагола от неопределенной формы с помощью вопросов; объяснять языковые явления.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
 
1.    Упр. 83 - выразительное чтение стихотворения; беседа по заданиям.
{Ответ. Тема — необычный цветок. Лилия необычна тем, что, в отличие от других цветов, прячется от солнца и раскрывается при луне. Основная мысль: вглядитесь в красоту, хрупкость необычного, почувствуйте его привлекательность, особенность, незаурядность, жажду и силу жизни.)
2.    Задание из рабочей тетради.
III.    Работа по теме урока
1.    Беседа.
—    В каких случаях в глаголах пишется ь? {Во 2-м лице единственного числа настоящего и будущего времени после шипящих, в неопределенной форме.)
—    На какой вопрос отвечают глаголы в неопределенной форме? Как вопрос помогает правописанию? {Примерный ответ. Что делать? Мягкий знак в вопросе подсказывает, что этот знак необходим, даже если на конце глагола стоит суффикс -ся.)
—    В чем особенность глаголог в неопределенной форме? {Глаголы в неопределенной ферме лишь называют действие, а само действие проявляется только при спряжении глаголов, т. е. при изменении по лицам и числам.)
—    Что такое личные окончания глаголов? {Личные окончания глаголов — это окончания настоящего и будущего времени в единственном и множественном числе.)
2.    Проведите самостоятельные наблюдения (§ Г/, с. 41) и сделайте вывод.
Вывод. Написание -тся и -ться в глаголах различают по вопросам.
3.    Прочитайте правило и образец рассуждения на с. 41—42.
Дополнительные вопросы и задания
—    Почему слова распустится и распутица рифмуются? {Ответ. Эти слова созвучны, при произношении они различаются лишь одним звуком [с].)
—    Докажите это с помощью фонетического разбора.
4.    Упр. 84 — комментированное письмо.
Комментарий
В некоторых случаях установить, от какого слова зависит глагол, сложно (5-е и 6-е предложения).
В 6-м предложении возможно двойное прочтение: грамоте учиться и грамоте {он) учится. Правильный первый вариант. Для
 
понимания смысла предложения надо сделать его синтаксический разбор, определить роль глаголов. Учиться — подлежащее, пригодится — сказуемое. Подлежащим может быть только глагол в неопределенной форме.
В 6-м предложении можно подставить подлежащее, от которого задать вопрос: За всё (он) берется, да не всё (что делает?) удается. В этом случае тоже поможет синтаксический разбор. В первой части предложения слово всё — дополнение, во второй — подлежащее.
5.    Тестовое задание.
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется ь?
1)    ты знаеш.., он не испугает..ся;
2)    испеч.. пирог, они старают..ся;
3)    надо двигаться, ты ошибаешься',
4)    привлеч.. внимание, она наряжает..ся.
IV.    Подведение итогов
—    Как вопросы помогают в правописании глаголов?
Домашнее задание
1-§ 17.
2.    Упр. 85.
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar