Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 23. Развитие речи. Тема текста
03.09.2016, 16:47
Урок 23. Развитие речи. Тема текста
Цели: дать понятие о широкой и узкой темах текста; учить умениям рассуждать, анализировать текст, редактировать его; развивать навыки устного высказывания; формировать умение составлять текст с помощью опорных вопросов; развивать моти¬вацию к обучению.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять тему и основную мысль текста; отличать широкую и узкую темы; ис¬правлять, редактировать текст.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
Упр. 85 — взаимопроверка.
III.    Работа по те.ме урока
1. Беседа.
—    Что такое текст? Назовите признаки текста.
 
—    Что такое тема текста? (То, о чем пишет (говорит) автор.)
Представьте, что вам нужно написать сочинение о каникулах.
В учебнике на с. 42 даны три темы.
—    Как вы думаете, какая из них наиболее общая, широкая? Обоснуйте свое мнение. (Первая тема самая широкая. Она включает в себя две другие темы.)
—    Какая из тем наиболее частная, узкая? Почему? (Третья тема. Она предполагает рассказ о конкретном времени — по¬следних днях каникул.)
—    Сформулируйте определение широкой и узкой темы. (При¬мерный ответ. Широкая тема — та, которая включает в себя конкретные, частные темы, касается наиболее общих во¬просов. Узкая тема конкретна, она входит в числе других узких тем в широкую, общую тему.)
Комментарий
Можно представить себе соотношение между широкой и уз¬кими темами как мишень. Нарисуем ее на доске. Большой круг — это общая тема, внутри уменьшающихся к центру кругов более узкие темы. В центре самая узкая тема.
2.    Практическая работа.
Приведите примеры «сужающихся» и «расширяющихся» тем.
(В случае затруднения учитель может дать широкую и узкую темы, а ученики сузят или расширят их.
Примеры
Широкая тема — «Семья». Более узкая тема — «Наша семья». Самая узкая из трех тем — «Новый год в нашей семье».
Узкая тема — «Как мы победили в футбольном матче». Бо¬лее широкая тема - «Футбольный матч». Самая широкая из трех тем — «Спортивное состязание».)
3.    Упр. 86 (работа с текстом) — чтение, анализ текста, редак¬тирование.
Комментарий
Ученик не раскрыл тему, потому что он написал о том, как класс добирался до леса, о том, что ребята делали в лесу, о том, как они возвращались домой, а не о впечатлениях от осеннего леса.
Первую часть можно было бы сократить. О том, как ребята провели время в лесу, хорошо бы рассказать подробнее. Рассказ получился схематичным, слишком беглым, похожим на сухой от¬чет. Названы лишь действия — перечислено, кто чем занимался. Совершенно непонятно, что при этом чувствовали ребята, что именно им понравилось (или не понравилось).
 
4.    Упр. 87 (редактирование текста) — обсуждение вопросов, запись тезисов сочинения, устные рассказы с использованием записей.
Комментарий
Даже если прогулка всем понравилась, у каждого остают-ся свои особенные впечатления о ней, каждый запомнил о ней что-то свое. Это «свое» особенно ценно в сочинении, тогда оно становится творческой работой.
5.    Обсуждение вопросов.
—    Что интересного произошло по дороге в лес? (Примерный ответ. Шумной ватагой мы ввалились в трамвай, заполнив весь вагон, малолюдный воскресным утром. Саша взял с со¬бой собаку. Мы заранее распределили, кто что возьмет: мяч, гитару, топорик, чай, спички, котелок для чая и т. д. Оказа¬лось, что спички забыты. В последний момент перед уходом электрички успели купить их на вокзале. В вагоне кто-то пел песни под гитару, кто-то разглядывал пассажиров, кто-то просто дремал, потому что накануне поздно лег спать.)
—    Почему выбрали именно эту поляну? Опишите ее. (Пример¬ный ответ. На этой поляне мы отдыхаем уже не первый год. Она просторная, светлая, сухая. Со всех сторон ее обступает лес. Лес негустой, смешанный. Уже полуоблетевшие осины и березы перемежаются с зелеными елями. Если хорошень¬ко поискать, под опавшими листьями можно найти грибы. Или: От деревни к лесу вела широкая тропа. Она и вывела нас на поляну, на которой оказалось не только место для костра, но и несколько довольно толстых бревен. На них тут же удобно устроились девочки и принялись хлопотать, разбирать пакеты с провизией.)
—    Чем занимались ребята?
—    Как проявили себя?
—    Что интересного, необычного случилось? (Примерный от¬вет. Мальчики пошли в лес за сухими ветками и вернулись не только с охапками хвороста, но и с семейкой подоси¬новиков. Как им удалось разглядеть красноватые шляпки среди пестрой опавшей листвы?
У нас в классе есть мастер по разведению костров одной спичкой. Тут главное — правильно сложить дрова. Начи¬нать надо с тонких сухих веточек, постепенно подкладывая более толстые сучья.
Оказалось, что еды взяли больше, чем смогли съесть. Са¬мым вкусным блюдом оказалась печеная картошка. Правда,
 
готовя ее, все перемазались в золе, зато было весело. Еще пили чай с листьями смородины и с «дымком» от костра. Непередаваемый вкус!
Когда играли в волейбол, кто-то слишком сильно подал мяч и он улетел в кусты. Вот тут мы оценили сыщицкие качества Рекса, собаки Сережи. Все думали, что он при¬вирает, рассказывая о том, какой у Рекса нюх, как он уме¬ет брать след, искать пропавшие вещи. Через несколько секунд пес уже лаял возле найденного мяча и был очень горд, когда все его хвалили и наперебой норовили угостить колбаской.)
—    Как можно закончить сочинение, чтобы было понятно, понравилась ли вам прогулка? (Примерный ответ. Домой мы везли охапки осенних пестрых листьев и ворох впечат¬лений. Запах костра не выветривался от куртки целую не¬делю.)
IV.    Подведение итогов
—    Как сделать сочинение интересным?
—    Как правильно подобрать заголовок?
Домашнее задание
1.    Написать сочинение о воскресной прогулке (по заданиям упр. 87).
2.    Рабочая тетрадь: задание 28 (с. 15—16).
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar