Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 2. Язык и человек. Общение устное и письменное
03.09.2016, 16:37

Урок 2. Язык и человек.
Общение устное и письменное
Цели: дать понятие о разнообразии средств выражения мыслей, знаний, чувств, о значении языка в жизни людей, об основных функциях языка; выявить общее и различное в устном и письменном общении; формировать мотивацию к изучению русского языка, знания о родном языке, о традициях, культуре России.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать понятия «язык» и «речь»; определять главную функцию языка как средства общения; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; формировать навыки языкового анализа; объяснять языковые явления; понимать связь между говорением и слушанием, письмом и чтением; применять методы поиска информации.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1.    Вопросы.
—    Что мы понимаем под словом «язык»?
—    Для чего служит язык?
—    Как вы понимаете эпиграф к теме «Язык и общение» (высказывание И.С. Тургенева): «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык»?
—    О каком языке (о каких языках) идет речь в тексте Л.В. Успенского?
—    Докажите, что язык — это средство общения.
2.    Упр. 3 — выполнение задания.
III.    Самоопределение к деятельности
—    Какие значения слова «язык» вам известны?
—    Как, с помощью каких языков мы можем передавать мысли, знания, чувства? Попробуйте привести примеры таких языков.
—    Как мы общаемся друг с другом? Можно ли общаться, не разговаривая?
—    Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы лучше понимать сказанное, написанное?
 
IV.    Работа по теме урока
1.    Беседа.
Если мы заглянем в словарь, то увидим, что у слова «язык» множество значений. Мы будем говорить о языке как средстве передачи мыслей, знаний, чувств, как средстве общения между людьми с помощью слов, речи. Речь — это язык в действии, конкретное применение, использование языка.
Есть и другие языки, созданные для передачи мыслей, знаний, чувств. Свой язык имеет математика. Язык математики передает информацию с помощью специальных математических знаков. Язык формул позволяет выразить мысль сжато, кратко, точно.
Цветовая палитра — тоже своеобразный язык. Красный — цвет любви, радости; розовый — нежности; желтый — измены; черный — печали и т. д.
Существует, например, язык цветов, с помощью которого можно без слов передать свои чувства другому человеку. К примеру, красная роза — признание в любви; белые роза, гвоздика, лилия — знак чистоты; красная гвоздика — очарование, розовая - «никогда тебя не забуду»; желтая лилия — благодарность; амариллис — гордость; астра — любовь и нежность; фиалка — верность, добродетель; красный тюльпан — удача; ландыш — покорность и смирение; пион — сострадание и сочувствие; ирис — вера, надежда; сирень — красота и т. д.
Есть также язык жестов. Его можно считать международным, хотя и здесь есть некоторые отличия. Например, в Болгарии кивок означает отрицание — «нет», а если человек поворачивает голову налево-направо, значит, он с вами согласен — «да».
Имеются и другие «бессловесные языки» — язык музыки, язык танца, язык мимики и т. д.
Задание. Попробуем с помощью мимики передать удивление, восторг, печаль, недовольство, радость.
Язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например по телефону, с помощью письменных сообщений, с помощью книг.
Итак, язык — важнейшее средство общения между людьми.
2.    Работа с учебником.
Рассмотрите рисунки учебника на с. 6 (§ 2), выполните устно упр. 4—5.
Слова говорение — слушание, письмо — чтение соединены двойными стрелками, потому что предполагают общение между людьми, обусловливают друг друга. Если есть говорящий — есть и слушающий, если есть пишущий — есть и читающий.
 
Выполните устно упр. 6. Запишите в тетрадях 2 пословицы: вариант I — об устной речи и слушании, вариант II — о письменной речи и чтении.
Прочитайте теоретические сведения перед упр. 8 и выполните задание этого упражнения.
Приемы изучающего чтения и слушания
1.    Чтение памятки «Приемы изучающего чтения» и упр. 10 (с. 8) (выделенные в упр. 10 слова выписать на доску: ученики пересказывают текст, пользуясь этими словами).
2.    Чтение § 4, беседа по вопросам; чтение памятки «Приемы слушания» на с. 9.
V.    Закрепление изученного материала
Выразительное чтение басни И.А. Крылова «Пустынник и Медведь».
Задание (дается перед чтением). Постарайтесь применить приемы слушания, а затем пересказать услышанное своими словами.
Пустынник и Медведь
Хотя услуга нам при нужде дорога,
Но за нее не всяк умеет взяться:
Не дай бог с дураком связаться!
Услужливый дурак опаснее врага.
Жил некто человек безродный, одинокой,
Вдали от города, в глуши.
Про жизнь пустынную, как сладко ни пиши,
А в одиночестве способен жить не всякой:
Утешно нам и грусть и радость разделить.
Мне скажут: «А лужок, а темная дуброва,
Пригорки, ручейки и мурава шелкова?» —
«Прекрасны, что и говорить!
А все прискучится, как не с кем молвить слова».
Так и Пустыннику тому Соскучилось быть вечно одному.
Идет он в лес толкнуться у соседей,
Чтоб с кем-нибудь знакомство свесть.
В лесу кого набресть,
Кроме волков или медведей?
И точно, встретился с большим Медведем он,
Но делать нечего: снимает шляпу,
И милому соседушке поклон.
Сосед ему протягивает лапу,
И, слово за слово, знакомятся они,
Потом дружатся,
 
Потом не могут уж расстаться И целые проводят вместе дни.
О чем у них, и что бывало разговору,
Иль присказок, иль шуточек каких,
И как беседа шла у них,
Я по сию не знаю пору.
Пустынник был неговорлив;
Мишук с природы молчалив:
Так из избы не вынесено сору.
Но как бы ни было, Пустынник очень рад,
Что дал ему Бог в друге клад.
Везде за Мишей он, без Мишеньки тошнится И Мишенькой не может нахвалиться.
Однажды вздумалось друзьям В день жаркий побродить по рощам, по лугам, И по долам, и по горам;
А так как человек медведя послабее,
То и Пустынник наш скорее,
Чем Мишенька, устал И отставать от друга стал.
То видя, говорит, как путный, Мишка другу: «Приляг-ка, брат, и отдохни Да коли хочешь, так сосни;
А я постерегу тебя здесь у досугу».
Пустынник был сговорчив: лег, зевнул Да тотчас и заснул.
А Мишка на часах — да он и не без дела:
У друга на нос муха села.
Он друга обмахнул,
Взглянул,
А муха на щеке; согнал, а муха снова У друга на носу,
И неотвязчивей час от часу.
Вот Мишенька, не говоря ни слова,
Увесистый булыжник в лапы сгреб,
Присел на корточки, не переводит духу,
Сам думает: «Молчи ж, уж я тебя, воструху!» — И, у друга на лбу подкарауля муху,
Что силы есть — хвать друга камнем в лоб!
Удар так ловок был, что череп врознь раздался, И Мишин друг лежать надолго там остался!
И.А. Крылов
—    Почему Пустынник подружился с Медведем?
—    Каким вы представляете себе Медведя?
—    Найдите прямую авторскую оценку Медведя.
—    В каких словах заключена мораль басни?
 
—    Какие слова этой басни стали крылатыми?
VI.    Подведение итогов. Рефлексия
—    Какое значение имеет язык в жизни человека?
—    Что общего у устного и письменного общения и чем они различаются?
—    Назовите приемы ознакомительного чтения.
—    Перечислите приемы изучающего чтения.
—    Назовите приемы слушания.
—    Что нового вы узнали об общении?
—    Какое значение имеют приемы чтения и слушания?
Домашнее задание
1-    § 2, 3, упр. 7, 12.
2.    Упр. 11 — придумать продолжение сказки. Задание по группам: 1-я группа — от имени существительного, 2-я группа — от имени прилагательного, 3-я группа — от имени глагола.
3.    Индивидуальное задание: подготовить небольшое сообщение о Юлии Цезаре, имя которого встречается в упр. 11.
4.    Рабочая тетрадь: задания 1, 2 (с. 4).

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar