Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 37. Разбор словосочетания
03.09.2016, 17:13

Урок 37. Разбор словосочетания
Цели: показать, как делается разбор словосочетания; дать понятие об именных и глагольных словосочетаниях; показать роль прилагательных-эпитетов в словосочетаниях; формировать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся разбирать словосочетания по плану; объяснять языковые явления.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
1.    Проверка домашнего задания.
1)    Упр. 136 — выразительное чтение, обсуждение заданий, проверка по цепочке.
(Ответ. Основная мысль высказывания — во втором и по-следнем предложениях.)
 
2)    Упр. 138 — устные рассказы.
3)    Задание из рабочей тетради.
2.    Выборочный диктант.
Запишите только словосочетания, подчеркните орфограммы, графически покажите грамматические и смысловые связи в словосочетаниях.
Свернуть налево, чудесная погода, солнце светит, увидишь издалека, оглядеть окрестности, из-под стола, купить брошюру, заниматься с друзьями, выглянуть из-за туч, вперед и вверх, появиться на горизонте, посветить фонарем, забраться в глушь, день хорош.
(Примерный ответ. Не надо записывать: солнце светит, день хорош — это грамматические основы; из-под стола — это существительное с предлогом; вперед и вверх — это однородные члены.)
III.    Работа по теме урока
1.    Работа с учебником.
1)    Изучение материала учебника (§ 27, с. 65—66).
2)    Упр. 139 — устный разбор словосочетаний.
2.    Понятие об именных и глагольных словосочетаниях.
—    Какими частями речи выражены главные слова в словосочетаниях упр. 139?
Словосочетания с главным словом — существительным называются именными {имя существительное).
—    Как мы назовем словосочетания с главным словом — глаголом? {Глагольные.)
Задание. Составьте 3 именных и 3 глагольных словосочетания, нарисуйте их схемы.
какой?    чье?    какой?
f I    у I    f    I
верный друг    твое имя    пятый элемент
{прилаг.) {сущ.)    (мест.) (сущ.)    (числ.) (сущ.)
почему?    как?    кому?
I у    I У    I у
ударил по мячу    говорит красиво    помог мне
(гл.) (сущ. с предл.)    (гл.) (нар.)    (гл.) (мест.)
3.    Роль прилагательных-эпитетов в поэтической речи.
Задание. Выразительно прочитайте фрагменты стихотворений, записанных на доске.
1) Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде, —
 
Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.
Ф.И. Тютчев
2) Стеклянный, редкий и ядреный,
С веселым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый Затих, прохладою дыша.
И.А. Бунин
—    Выпишите из фрагментов стихотворений словосочетания «существительное + прилагательное». (Примерный ответ. 1) Бодрый серп, тонкий волос, на праздной борозде; 2) стеклянный, редкий и ядреный дождь; с веселым шорохом, лес зеленый.)
—    Какие из этих словосочетаний можно встретить в обычной, разговорной речи? (Тонкий волос, редкий дождь, лес зеленый.)
—    В чем необычность остальных словосочетаний?
—    Какую роль играют прилагательные в этих словосочетаниях? (Примерный ответ. Прилагательные являются изобразительно-выразительными средствами. Они создают необычные, поэтические, яркие образы, создают определенное настроение.)
—    Как они называются? (Эпитеты.)
—    Как вы понимаете образы, созданные в словосочетаниях: бодрый серп, на праздной борозде, стеклянный... и ядреный дождь, с веселым шорохом?
IV.    Подведение итогов
—    Что главное при разборе словосочетаний? (Установить связь между словами.)
—    Какие словосочетания называются именными, а какие — глагольными?
Домашнее задание
1.    § 26—27.
2.    Упр. 140.
3.    Рабочая тетрадь: задание 31 (с. 17).

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar