Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 3. Стили речи
03.09.2016, 16:38

Урок 3. Стили речи
Цели: дать понятие о стилях речи — разговорном, научном, художественном; показать сферы применения этих стилей; учить определять принадлежность текстов к этим стилям; совершенствовать владение речевым этикетом, расширять эрудицию; формировать стремление к самообразованию, навыки анализа текста.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать стили речи, определять сферы их применения, использовать в речи в зависимости от целей высказывания.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1.    Упр. 7 — выразительное чтение текста.
2.    Упр. 12 — пересказ информационного сообщения.
3.    Выступления представителей групп: чтение вариантов продолжения сказки.
4.    Сообщение о Юлии Цезаре.
 
Гай Юлий Цезарь — древнеримский государственный и политиче-ский деятель, полководец, писатель. Был главой римского государства. Сосредоточив в своих руках всю полноту власти, Цезарь стал фактически монархом, сохранив, однако, республиканские формы правления. Цезарь пользовался внешними атрибутами монархической власти: золоченым креслом, почетной колесницей, особой одеждой. В его честь была воздвигнута статуя с надписью «Полубогу», дни его побед объявлялись общественными празднествами.
Имя Цезаря стало нарицательным, означало титул римских императоров; в русском языке это имя преобразовалось в слово «царь».
Цезарь был крупнейшим римским писателем. Известны сборники его речей и писем, стихотворения, трактат по грамматике. Некоторые из них дошли до наших дней.
Цезарь — один из выдающихся полководцев. «Пришел, увидел, по-бедил» (лат. «Veni, vidi, vici») — слова Цезаря о победе над понтийским царем Фарнаком.
5.    Проверка заданий из рабочей тетради.
III.    Самоопределение к деятельности
Вы, конечно, замечали, что наша речь может быть разной в разных ситуациях, в разных обстоятельствах. Сравним текст К.Г. Паустовского о русском языке (упр. 7), разговор частей речи друг с другом в придуманных вами продолжениях сказки и текст сообщения о Юлии Цезаре.
—    Как вы думаете, чем различаются эти три текста (кроме темы, разумеется)? Почему они различаются?
Попробуем разобраться вместе.
IV.    Работа по теме урока
1.    Беседа.
Сравним два известных нам текста упр. 4 и 7.
—    Каковы темы этих текстов? (Тема первого текста — общение с помощью языка (в устной или письменной форме). Тема второго — значение русского языка.)
—    Что общего в темах этих текстов? (Оба текста — о языке.)
—    Какова задача первого текста? ( Сопоставить признаки устного и письменного общения и найти отличия.)
—    Какова задача второго текста? (Высказать любовь к русскому языку, призвать к его изучению.)
—    Какие образные средства языка использованы во втором тексте? (Эпитеты: богатый, меткий, могучий, волшебный, истинная.)
—    Используются ли образные средства языка в первом тексте? (Нет.)
 
Вывод. Перед авторами текстов стояли разные задачи. В соответствии с этими задачами они выбрали определенный стиль языка, т. е. его разновидность.
В этих текстах представлены две разновидности, два стиля языка: художественный и научный.
—    Как вы думаете, какой текст написан в художественном стиле, а какой — в научном? Почему? (Первый — в научном, второй — в художественном.)
—    Вспомните придуманные вами продолжения сказки. Что передают эти тексты? (Разговор между частями речи.)
—    Как бы вы назвали стиль языка, которым мы пользуемся при разговоре друг с другом?
—    Прочитайте теоретический материал учебника (§ 5, с. 10—11).
—    В чем главное отличие разговорного языка от языка художественной и научной литературы? (Язык художественной и научной литературы относится к книжной речи.)
2.    Задания по развитию речи.
1)    Упр. 13 — определение стилей текстов.
2)    Упр. 15 — чтение текста и обсуждение вопросов.
3)    Упр. 16 — чтение текста и выполнение задания.
4)    Упр. 18 — обсуждение вопросов. (В тексте говорится о правилах вежливого поведения. Озаглавить текст можно так: «Речевой этикет» или «Вежливые слова». Задача этого текста — показать значение соблюдения правил вежливого поведения в обществе. Стиль научный.)
5)    Упр. 19 — обсуждение вопроса.
6)    Упр. 14 — определение стилей разных текстов.
Задание группам: разыграть маленькие сценки встречи и прощания со взрослыми и с ровесниками, вспомнить слова, которые говорят, приветствуя и расставаясь («Добрый день!», «Добрый вечер!», «До скорого!», «До встречи!», «Увидимся!» и т. д.); записать эти слова в тетрадь.
V.    Подведение итогов. Рефлексия
—    Что такое стили языка? (Стили — разновидности языка, которые мы используем в зависимости от задачи высказывания.)
—    О каких стилях языка вы сегодня узнали?
—    Каковы задачи высказываний в каждом из стилей языка?
—    Что такое речевой этикет и зачем он нужен?
Домашнее задание
1.    § 5, упр. 13, 17 — подготовить выразительное чтение текста.
2.    Рабочая тетрадь: задание 3 (с. 4—5).

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar