Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 40. Виды предложений по цели высказывания
03.09.2016, 17:46

Урок 40. Виды предложений
по цели высказывания
Цели: дать понятие о видах предложений по цели высказывания; показать особенности интонации для каждого вида предложений; развивать культуру речи; формировать навыки работы в парах, в группе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять цель высказывания; строить предложения с разными целями высказывания; соблюдать правильную интонацию.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Чтение и анализ сжатых изложений
III.    Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1.    Чтение составленных предложений.
2.    Задание из рабочей тетради.
3.    Задание (на доске). Выпишите из предложения словосочетания, определите их вид, составьте схемы.
 
Над ручьем пушистые подвески осыпает старая ольха. (М.А. Дудин)
{Ответ. Именные словосочетания: подвески (какие?) пушистые; ольха (какая?) старая. Глагольные словосочетания: осыпает (где?) над ручьем; осыпает (что?) подвески.)
IV.    Самоопределение к деятельности
Тема нашего урока записана на доске. Очевидно: важно, зачем мы говорим или пишем что-либо, каковы цели наших высказываний. Попробуйте определить эти цели.
V.    Работа по теме урока
1.    Беседа.
—    Проведите самостоятельные наблюдения (§ 29, с. 70, в на-чале страницы) и сделайте вывод.
Вывод. Цели высказываний: сообщить что-либо, спросить о чем-либо, попросить о чем-либо или дать совет.
—    Прочитайте теоретические сведения (с. 70).
—    Сравните предложения, записанные на доске, по цели вы-сказывания.
1)    Не переходите улицу на красный сигнал светофора.
2)    Улицу надо переходить осторожно.
3)    Вы знаете Правила дорожного движения?
4)    Как обозначается на дороге пешеходный переход?
5)    Пешеходный переход называют «зеброй».
6)    На дороге не отвлекайтесь на разговоры.
{Повествовательные — 2, 5; вопросительные — 3, 4; побудительные — 1,6.)
2.    Работа над интонацией повествовательных и побудительных предложений.
—    Проведите самостоятельные наблюдения (с. 70, после теоретических сведений) и сделайте вывод.
Вывод. Мы узнали, что при чтении повествовательных предложений голос сначала повышается, а после небольшой паузы, к концу предложения понижается.
—    Прочитайте предложения с соблюдением правильной ин-тонации.
Комментарий
Паузы внутри предложений (обозначаем их одной вертикальной чертой |) обычно чуть заметны. Они далеко не всегда совпадают со знаками препинания, которые тоже обозначают паузы в речи. Паузы между предложениями (обозначаем их двумя вертикальными чертами ||) более длительные.
—    Прочитайте повествовательные предложения (2 и 5). Где мы должны сделать паузы?
 
Улицу надо переходить | осторожно.
Пешеходный переход | называют «зеброй».
Упр. 145, 146 — чтение с соблюдением правильной интонации — устная работа по цепочке.
3.    Конструирование предложений.
Упр. 147 (работа по вариантам, на подготовку 1—2 мин).
4.    Работа над интонацией вопросительных предложений. Упр. 148 — отработка интонации вопросительных предло-жений.
Упр. 150 — отработка выразительного чтения стихотворения.
VI.    Подведение итогов
—    Почему важно соблюдать правильную интонацию в речи?
Домашнее задание
1- § 29.
2.    Упр. 149.
3.    Упр. 150 — подготовить выразительное чтение стихотворения М.И. Цветаевой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar