Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 48. Второстепенные члены предложения. Дополнение
03.09.2016, 18:28

Урок 48. Второстепенные члены
предложения. Дополнение
Цели: дать понятие о дополнении, о способах его выражения; научить разграничивать подлежащее и дополнение в В. п.; раз¬вивать навыки монологической речи, навыки синтаксического разбора, мотивацию к исследовательской деятельности.
 
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать глав¬ные и второстепенные члены предложения; определять способы распространения членов предложения, признаки дополнения, его роль в предложении; научатся разграничивать подлежащее и дополнение в В. п.; строить рассуждение; объяснять языковые явления.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Анализ выполнения теста
III.    Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1.    Упр. 177 — чтение распространенных предложений по це¬почке.
2.    Упр. 177 — связный рассказ о предложении по плану.
3.    Задание из рабочей тетради.
IV.    Работа по теме «Второстепенные члены предложения»
1. Беседа.
Вы, наверное, давно заметили, что второстепенные члены предложения отвечают на разные вопросы, определяют существи¬тельное, уточняют сказуемое, обозначают условия, место, время и т. д. В зависимости от этого все второстепенные члены делятся на три группы: дополнения, определения, обстоятельства.
Рассмотрим еще раз предложение, которое составили на про¬шлом уроке. Выделим грамматическую основу, поставим во¬просы.
    когда?    
где?
I как?]    какая?    
у    t f l|    f    ^    I
После дождя в небе ярко расцвела разноцветная широкая радуга.
Мы видим, что каждый из второстепенных членов поясняет главные члены.
—    А можно ли еще распространить предложение? Могут ли поясняться и второстепенные члены? К каким второсте¬пенным членам можно задать вопросы?
—    Попробуйте сделать пояснения к второстепенным членам, предварительно составив словосочетания. (После дождя (какого?) обильного, в небе (каком?) чистом, ярко (в какой степени?) необычайно. После обильного дождя в чистом небе необычайно ярко расцвела разноцветная широкая радуга.)
 
Составим новую схему:
    когда ?    
    где?    
какого ?    каком ? \ в какой степени ? как ? \
f    I у f    I у f    if    11
После обильного дождя в чистом небе необычайно ярко расцвела какая ?
f    ? I
разноцветная широкая радуга.
радуга    расцвела
разноцветная широкая    ярко    в небе после дождя
в какой    ,    9
,    каком ?    какого!
степени г , f    u    u
необычайно чистом обильного
Вывод. Любые члены предложения могут иметь при себе вто¬ростепенные члены.
2.    Чтение теоретических сведений (с. 82).
3.    Упр. 179 — выполнение заданий.
Комментарий
Любая схема условна. Мы можем делать горизонтальную схе¬му (так, как показано в учебнике), а можем — вертикальную (так, как в рассмотренном выше предложении; эта схема более нагляд¬на, хоть и занимает больше места).
V.    Работа по теме «Дополнение»
1.    Самостоятельные наблюдения (§ 37, с. 83).
Попробуем для наглядности опустить дополнения в двух по¬следних предложениях.
Кроме того, в руке он держал...
...Паша искусно ударял по барабану.
Напрашиваются вопросы: держал (что?); ударял (чем?).
2.    Чтение определения понятия «дополнение» (с. 83).
3.    Упр. 180 — комментированное письмо.
4.    Упр. 181 — описание рисунка по данному плану (устный разбор, письменное выполнение в тетрадях).
5.    Упр. 184 — обсуждение вопроса.
Комментарий
Особенно сложно ученикам бывает разграничить подлежащее и дополнение в В. п., если И. п. и В. п. существительных совпада¬ют, а сказуемое не проясняет, какое из слов является подлежащим.
 
1)    Солнце заслоняет облако.
2)    Ветки усыпали яблоки.
В этом случае очень важно не спешить, а вдуматься в смысл высказывания.
—    Может ли солнце заслонить облако? {Никогда.)
—    Могут ли ветки усыпать яблоки? (Да, если яблоки уже собра¬ны и лежат, например, в ящике.)
Вывод. Подлежащим в первом предложении является слово облако; во втором — скорее всего, яблоки, если учесть, что они ви¬сят на ветках.
VI.    Закрепление изученного материала
Упр. 182 — самостоятельная работа.
VII.    Подведение итогов
—    Какое значение имеет в предложении дополнение?
—    Какими частями речи выражаются дополнения?
—    Какие падежи называются косвенными?
—    Как отличить подлежащее и дополнение в В. п., если слово в этом падеже совпадает с И. п.?
Домашнее задание
1.    § 36, 37.
2.    Упр. 183.
3.    Упр. 185 — подготовка к диктанту.
4.    Рабочая тетрадь: задание 33 (с. 18).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar