Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 50. Обстоятельство
03.09.2016, 18:29

Урок 50. Обстоятельство
Цели: закрепить понятия о дополнении и определении; дать понятие об обстоятельстве; показать роль обстоятельств в речи; развивать навыки синтаксического разбора, мотивацию к исследовательской деятельности; формировать привычку к рефлексии.
Планируемые результаты: учащиеся научатся опознавать обстоятельство в предложении; отличать обстоятельство от дополнения, выраженного существительным в косвенном падеже; узнавать способы выражения обстоятельства; научатся объяснять языковые явления.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1.    Вопросы.
—    Что такое дополнение?
—    Какими частями речи обычно выражаются дополнения?
—    Что такое определение?
—    Какими частями речи обычно выражаются определения?
2.    Упр. 188 — чтение и обсуждение творческих работ.
3.    Упр. 189 — чтение словосочетаний с определениями.
4.    Задание из рабочей тетради.
 
III.    Закрепление тем «Дополнение», «Определение»
1.    Задание. Определите в записанных на доске предложениях грамматические основы, дополнения и определения; укажите, чем выражен каждый член предложения.
2,    Задание. Найдите слова-синонимы, определите их роль.
—    Как связаны предложения в тексте между собой?
Три поросенка боялись водка. Они ПОСТРОИЛИ дома. Ниф-ниФ сде-лал домик измороста. Нуф-нуф СООРУДИЛ жилище из бревен. Наф-наф возвел гамешшй дом-
Комментарии
К заданию 1. Обратим внимание детей на то, что к словам из хвороста, из бревен можно поставить и вопросы дополнений, и вопросы определений (домик (из чего? какой?), жилище (из чего? какое?)). Можно упомянуть о несогласованных определениях, хотя этот материал — дело будущего. Доказательством того, что это всё же определения, служит последнее предложение (дом (какой?) каменный).
К заданию 2. Второе предложение связано с первым с помощью контекстных синонимов: местоимение они заменяет словосочетание три поросенка. Каждое следующее предложение связано со вторым с помощью синонимов: построили, сделал, соорудил, возвел', дом, домик, жилище. Поясним, что последние три предложения построены одинаково. Вводить понятия о цепной и параллельной связи предложений рано, но обратить внимание на особенности связи вполне разумно.
IV.    Самоопределение к деятельности
Вы уже знаете два второстепенных члена предложения — дополнение и определение. Третий второстепенный член - обстоятельство. Название говорит само за себя.
—    Как вы думаете, что обозначает этот второстепенный член? (Обстоятельство говорит о времени, месте, способе действия, т. е. о том, когда, где, как, при каких обстоятельствах действие совершилось.)
V.    Работа по теме урока
Чтение определения на с. 88.
Комментарий
К обстоятельству ставится вопрос от сказуемого. Вопросы легко запомнить по ритмичной фразе:
Где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как?
Примечание
В учебнике М.М. Разумовской даны виды обстоятельств: места, образа действия, времени.
 
VI.    Закрепление изученного материала
1.    Упр. 192 — комментированное письмо.
2.    Упр. 193 — обсуждение заданий, самостоятельное выполнение.
3.    Словарная работа.
Запишите в тетрадь-словарик слово отовсюду, письменно составьте с ним предложения.
4.    Упр. 194 - работа над интонацией.
5.    Упр. 195 — выразительное чтение.
VII.    Подведение итогов. Рефлексия
—    Что нового вы узнали о членах предложения?
-    Какова роль второстепенных членов?
-    Испытываете ли вы трудности в определении второстепенных членов?
—    Какие задания и примеры этой темы вам запомнились?
Домашнее задание
1.    § 36—39 — повторить.
2.    Упр. 196.
3.    Упр. 198 - подготовка к контрольной работе (тесту) по теме «Второстепенные члены предложения».
4.    Рабочая тетрадь: задание 39 (с. 21).

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar