Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 59. Простые и сложные предложения
03.09.2016, 18:44

Урок 59. Простые и сложные предложения
Цели: показать структурные различия между простыми и сложными предложениями, способы связи между простыми предложениями в составе сложного; развивать пунктуационные навыки, мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать простые и сложные предложения; понимать связь простых предложений в составе сложного; отличать сложносочинен-ные предложения от сложноподчиненных; объяснять языковые явления.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Анализ выполнения теста
III.    Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1.    Упр. 231 — выборочный устный синтаксический и пунктуационный разбор предложений.
2.    Чтение и обсуждение творческих работ.
3.    Задание из рабочей тетради.
IV.    Самоопределение к деятельности
— Сравним предложения, записанные на доске: что в них общего и чем они различаются по строению? Найдем грамматические основы, составим схемы, проясним значение некоторых слов.
1.    Бриз усилился и ходко гнал судно вдоль берега.
2.    Небо посветлело, и на нем темным силуэтом вырисовывались паруса судна. (Б. С. Житков)
Общее в предложениях — их тема; в каждом предложении есть союз и. Разница: в первом предложении одна грамматическая ос
 
нова, союз и связывает однородные члены — сказуемые (усилился и гнал), значит, запятая не ставится; во втором предложении две грамматические основы, союз и связывает части сложного предложения, значит, запятая ставится (Небо посветлело, и вырисовывались паруса.)
Схемы предложений:
1)        _____ и .
2)            , и        .
V.    Работа по теме урока
1.    Словарная работа.
Бриз (от франц. brise) — местный слабый ветер, дующий днем с моря на нагретый берег, а ночью — с охлажденного берега на более теплое море.
Силуэт (от франц. silhouette) — контурное изображение кого- либо или чего-либо; очертания чего-либо, виднеющиеся вдали, в темноте, в тумане.
2.    Обсуждение вопросов.
—    Произносится ли первое из простых предложений в составе сложного с интонацией к знца предложения? (Нет.)
—    Как связаны простые предложения в составе сложного? (Они связаны по смыслу и интонационно.)
—    Каким способом соединяются простые предложения в со-ставе сложного? (С помощью союза и.)
Комментарий
Простые предложения в составе сложных, которые соединяются с помощью союза, называются союзными.
Попробуем убрать союз из второго предложения:
Небо посветлело, на нем темным силуэтом вырисовывались паруса судна.
Запятая, как мы видим, при этом сохраняется. С союзом или без союза она играет разделительную роль, показывая наличие двух грамматических основ.
Простые предложения в составе сложных, которые соединяются без помощи союза, называются бессоюзными.
3.    Чтение диалога на с. 106—107 и определения сложного предложения на с. 107—108.
VI.    Закрепление изученного материала
1.    Упр. 232 — выполнение заданий (устно).
2.    Упр. 234 — выразительное чтение стихотворения и анализ предложений.
 
3.    Запись предложений под диктовку и их характеристика (выполняется на доске и в тетрадях).
Задание. Подчеркните основы, начертите схемы, подчеркните орфограммы.
1.    Бриз усилился, и судно побежало быстрее. 2. Теперь рулевой напрягся и чутко прислушивался. 3. Шум приближался, усиливался и скоро обратился в яростный рев. 4. Резкий порыв ветра налетел на судно, и оно стремительно повалилось на левый борт. 5. Всё совершилось мгновенно, сонные люди попадали с коек. (Б.С. Житков)
Комментарий
Предложения 2 и 3 простые, с однородными членами. Предложения 1, 4 и 5 сложные; предложения 1 и 4 союзные, 5 — бессоюзное.
1)         _ , и        ■
2)         и
3)          , == и .
4)         ==, и    =.
5)        =,        ■
Отметим и объясним орфограммы в словах бриз, побежало, напрягся, чутко, приближался, обратился, яростный, рев, резкий, налетел, повалилось, совершилось, сонные.
VII.    Подведение итогов
—    Что общего между простым и сложным предложениями?
—    Чем различаются простое и сложное предложения?
—    Что такое союзные и бессоюзные сложные предложения?
—    Надо ли ставить запятую, если простые предложения в со-ставе сложного соединяются союзом ы?
Домашнее задание
1-§ 46.
2.    Упр. 233 устно.
3.    Упр. 235.
4.    Рабочая тетрадь: задание 54 (с. 30—31).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar