Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 5. Орфограмма
03.09.2016, 16:39
Урок 5. Орфограмма
Цели: закрепить понятия «орфограмма», «морфема»; показать опознавательные признаки орфограмм; закрепить навыки обнаружения орфограмм, навыки фонетического разбора и разбора слов по составу; формировать интерес к исследовательской деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обнаруживать и объяснять орфограммы в разных морфемах; объяснять языковые явления.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1.    Упр. 24 — обсуждение заданий.
 
(Ответ, Основная мысль текста заключена в словах: «Пластов понимал язык родной земли». В конце 1-й части учебника помещена репродукция картины А.А. Пластова «Летом».)
—    Как вы понимаете выражение «язык родной земли»?
—    Что значит «понимать язык родной земли»?
—    Каким орфографическим правилам подчиняются слова, в которых вы подчеркнули безударные гласные в корне?
2.    Упр. 261 — краткий пересказ текста о детстве Аркадия Пластова.
III.    Работа по теме урока
На прошлом уроке мы сопоставляли звуковой облик слова с буквенным. Выяснили, что существует написание по произношению (плот, рука, сутки и т. д.) и что многие слова пишутся не так, как произносятся.
Почему мы пишем в слове земля гласную е? в слове часы - гласную о? в слове живет — гласную и? Вслушаемся: в первых двух словах есть безударный гласный звук, близкий к [и], в третьем слове — [ы]. Запишем эти слова на доске и в тетрадях.
—    Можно ли проверить эти гласные ударением?
Первые два слова можно проверить ударением: земли, час. Но слово живет нельзя проверить: в проверочном слове жизнь все равно слышится [ы]. В этом слове по традиции пишется гласная и. Дело в том, что когда-то в русском языке существовали мягкие звуки [ж’], [ш’]. Поэтому мы пишем лыжи, шипеть, мыши по традиции, хотя говорим [лыжы], [шып’эт’], [мышы].
—    Что же такое орфограмма? Сформулируйте определение.
Уточним определение по учебнику, узнаем происхождение
слова орфограмма (§ 7, с. 16).
Запишем в тетрадь-словарик орфограмму: орфограмма.
—    Как вы понимаете выражение: «Орфограммы являются “точками” применения правил»? Найдите такие «точки» в словах земля, часы, живет, лыжи, шипеть, мыши.
—    В каких частях слова вы обнаружили «точки» применения правил? (В словах «лыжи», «мыши» — в окончаниях, в остальных словах — в корнях.)
—    Найдите общее слово для значимых частей, из которых состоят слова. (Морфемы.)
—    Как обнаруживать орфограммы в словах?
(Запись на доске и в тетрадях.)
Опознавательные признаки для орфограмм — гласных букв:
• безударные гласные: осень, зима, снегирь',
 
•    шипящие и ц: шука, челка, панцирь’,
для орфограмм — согласных букв:
•    стечение согласных (рядом стоящие согласные): устный, просьба, мощный’,
•    конец слова: лев, приз, род и т. д.
Задание. Добавьте по одному примеру на каждый признак.
На уроках математики вы постоянно пользуетесь специальными условными знаками, например: 5 х 7 = 35. А можно то же самое записать словами: пять умножить на семь равняется тридцати пяти.
—    Почему мы не записываем математические примеры словами? (Записи с помощью математических знаков экономят время, математическая запись удобнее и нагляднее.)
—    Применяем ли мы условные знаки на уроках русского языка? (Примерный ответ. Да, применяем. Например, обозначаем части слов: приставку, корень, суффикс, окончание; особенности звуков в транскрипции: мягкость, ударение. Знаками препинания мы указываем на логические отношения между частями высказывания, обозначаем смысловые отрезки речи, паузы, особенности интонации, цели высказывания. Да и буквы — это ведь тоже условные знаки, которыми мы обозначаем звуки.)
Для объяснения орфограмм мы тоже будем применять специальные знаки. Договоримся кратко указывать часть речи, выделять часть слова с орфограммой — букву, которую надо проверить, подчеркивать одной чертой, а букву, которая определяет правильный выбор, — двумя чертами.
Задание. Обозначьте морфемы с орфограммами, подчеркните орфограммы, подберите проверочные слова.
Стена, нож, полет, ключик, (на) площади.
Упр. 25 — комментированное письмо.
—    Почему важно при выборе орфограммы определять часть речи? (Часто написание, как и смысл, зависит от принадлежности слова к той или иной части речи.)
Рассмотрим два предложения.
•    Не плачь, улыбнись!
•    Послышался не плач, а смех.
Вы заметили, что в предложениях есть одинаково звучащие слова: плачь и плач.
—    К какой части речи относится каждое из этих слов? Как это влияет на правописание?
 
В первом предложении — глагол, он пишется с ь: не плачь (это форма повелительного наклонения), а во втором предложении плач — без ь, так как это существительное 2-го склонения.
Отметим: так как слова плачь и плач слышатся одинаково, судить об их правописании (и о принадлежности к определенной части речи) вне контекста нельзя.
—    Как называются части слова?
—    Какое общее название имеют части слова?
—    В каких морфемах могут встречаться орфограммы?
—    Прочитайте теоретические сведения на с. 17, подберите свои примеры на каждый случай и запишите их на доске и в тетрадях.
IV.    Закрепление изученного материала
1.    Вопросы и задания.
—    Что называется орфограммами?
—    Что значит «написания в словах по традиции»?
—    По каким приметам можно найти орфограммы в словах?
—    Приведите примеры орфограмм в каждой из морфем.
2.    Упр. 26 (ученики читают задание и текст упражнения, затем закрывают учебники, учитель диктует слова, которые ученики должны распределить по опознавательным признакам на два столбика, подчеркнув орфограммы):
1)    гласные без ударения: роса, весна, часы, ледовый, катить, листок',
2)    гласные после шипящих и ц: чулок, цирк, часы, щука, циркуль.
—    Проверяем написанное. Слово часы попало в оба столбика, так как имеет гласную а после шипящей без ударения.
3.    Упр. 27 (выполняется аналогично упр. 25):
1)    стечение согласных: солнце, катушка, сережка, вкусный, лестница, опасный, пробка, молотьба',
2)    конец слова: дуб, морковь, плуг, огород, стриж, мороз, потоп, топот.
V.    Подведение итогов
—    Что мы вспомнили на уроке об орфограммах?
—    Что нового вы узнали об орфограммах?
Домашнее задание
1.    § 7 (знать, что такое орфограмма, уметь находить орфограммы в морфемах и обозначать их).
2.    Упр. 28; уточнить по словарю значение слова капот.

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar