Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 64. Диалог
03.09.2016, 18:46

Урок 64. Диалог
Цели: дать понятие о диалоге; показать расстановку знаков препинания в диалоге; развивать навыки выразительного чтения, ведения диалога, работы в группах, речевого этикета, мотивацию к познавательной и творческой деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать разницу между предложениями с прямой речью и дилогической речью; составлять диалоги; читать диалоги с правильной интонацией; правильно ставить знаки препинания в диалоге; объяснять языковые явления.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1.    Упр. 247 — чтение предложений, составление схем на доске.
2.    Упр. 249 — взаимопроверка, выяснение сложных случаев.
—    В каких предложениях вы заменили маленькие буквы большими? Почему? (Прямая речь после слов автора в 4-м предложении начинается словами «Ты, братец...»; в 5-м — словами «Ловись, рыбка...».)
—    Назовите обращения и объясните знаки препинания при них.
3.    Задание из рабочей тетради.
 
III.    Закрепление изученного материала по теме
«Прямая речь»
Объяснительный диктант, составление схем предложений.
Увидел Иван-царевич, что его стрелу лягушка держит. Хотел он бежать, отступиться от своей находки, а лягушка молвит ему человечьим голосом: «Бери стрелу, Иван-царевич, а меня замуж возьми, жалеть не будешь». «Как же я тебя замуж возьму?» — отвечает Иван-царевич.
IV.    Работа по теме урока
1.    Чтение первого диалога на с. 116 по ролям (читают заранее подготовленные ученики).
2.    Самостоятельные наблюдения (§ 49, с. 116).
—    Что общего между прямой речью и диалогом и чем они различаются?
Вывод. Прямая речь и диалог — способы передачи чужой речи. Прямая речь точно передает слова какого-либо одного лица. Для передачи разговора двух или более лиц часто используют форму диалога. При передаче диалога слова автора отсутствуют, слова каждого нового участника разговора пишутся с новой строки, перед ними ставится тире.
3.    Чтение определения диалога (с. 117), выяснение происхождения слова с помощью словарей.
Диалог (от греч. dialogos) — разговор между двумя или несколькими лицами.
4.    Работа в группах (по заданиям упр. 251).
5.    Словарная работа.
Запишите слова, помещенные в рамке на с. 118, в тетрадь- словарик.
V.    Работа по речевому этикету
1.    Прочитайте диалог, записанный на доске, ответьте на вопрос: «Какие правила речевого этикета нарушены в этом диалоге?», исправьте диалог в соответствии с этими правилами.
—    Алло! Мне Витю.
—    Алло!
—    Ну, ты как?
—    Нормально, а ты?
—    Ничего. Что по русскому задали?
—    Составить диалог.
—    А ты составил?
—    Нет. Я не знаю, что писать.
—    И я не знаю.
Комментарий
Прежде всего необходимо поздороваться и вежливо попросить позвать к телефону того, кто вам нужен, и с ним тоже надо
 
поздороваться. Товарищу можно сказать «Привет!», взрослому человеку — «Здравствуйте!». Содержание разговора и есть диалог, хотя его участники этого не поняли. Старайтесь избегать ничего не значащих выражений (нормально, ничего).
2. Упр. 256 - составление диалогов (ученики, сидящие за одной партой, составляют диалоги, готовят их выразительное чтение с использованием формул этикета).
VI.    Развитие речи
1.    Упр. 252 — выразительное чтение, беседа по вопросам упражнения.
2.    Упр. 253 - устный разбор, письменное выполнение задания.
3.    Упр. 254 — письменно, разбор — устно.
(Правильный порядок предложений в диалоге: 2, 3, 5, 1, 4, 6, 7, 8.)
VII.    Занимательная лингвистика
Из истории знаков препинания
Впервые знаки препинания названы и систематизированы М.В. Ломоносовым в «Российской грамматике» (глава «О знаках»), До наших дней дошли неизменными точка, запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Названия некоторых знаков препинания изменились.
Попробуйте догадаться, как эти знаки называются сейчас: «две точки» (двоеточие), «удивительный знак» (восклицательный знак), «вместительный знак» (скобки), «единитный (единитель- ный) знак» (знак переноса).
VIII.    Подведение итогов. Рефлексия
—    Какие знаки препинания ставятся при прямой речи? при диалоге?
—    О каких правилах этикета вы узнали?
—    Соблюдаете ли вы эти правила?
Домашнее задание
1.    § 46—49 — повторить.
2.    Упр. 255.
3.    Рабочая тетрадь: задание 60 (с. 35).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar