Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 68. Фонетика. Гласные звуки
03.09.2016, 18:48

Урок 68. Фонетика. Гласные звуки
Цели: повторить изученное по теме «Фонетика»; показать, как образуются гласные звуки; развивать пунктуационные навыки, навыки самостоятельной работы, мотивацию к познавательной и творческой деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать место фонетики в системе наук о языке; понимать, как образуются звуки речи; отличать гласные звуки от согласных; различать понятия «звук» и «буква»; понимать значение ударения; объяснять языковые явления.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Анализ контрольных работ
III.    Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
Задание из рабочей тетради.
IV.    Повторение изученного по теме «Фонетика»
—    Как называется самая малая единица языка? (Звук.)
—    Какая лингвистическая наука изучает звуки? (Фонетика.)
—    Каково происхождение слова «фонетика»? (От греч. phone — звук.)
—    Подберите однокоренные слова к слову «фонетика». (Фонетический, телефон, магнитофон, микрофон, саксофон, диктофон, фонендоскоп.)
—    Является ли однокоренным с этими словами слово фон в предложении «На фоне темного неба ярко светились звезды»? (Нет. Значение у этого слова другое: задний план чего-либо.)
—    На какие подгруппы делятся гласные звуки? (Ударные и безударные.)
—    На какие подгруппы делятся согласные звуки? (Звонкие и глухие; твердые и мягкие.)
V.    Работа по теме «Гласные звуки»
1.    Проведите самостоятельные наблюдения (задания § 51 на с. 122—123) и сделайте вывод.
Вывод. Гласные звуки состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая препятствий; образование разных гласных звуков зависит от того, какую форму мы придаем губам.
2.    Сверка вывода с определением на с. 123.
3.    Упр. 263 — подобрать односложные слова с гласными звуками (устно).
Примеры
Сам — сом, мир — мэр — мор, писк — пуск, бай — бой — буй, тип — топ — туп, мал — мол — мыл — мил — мул, рак — рок — рык — рук и т. д.
Комментарий
Кроме звукового состава, слова различаются значением. Значит, ударные гласные играют смыслоразличительную роль. Слова
 
относятся к разным частям речи: большинство примеров — имена существительные в именительном падеже, существительное рук — в родительном падеже; есть местоимение (сам), краткие прилагательные (туп, мая, мил), глаголы (мыл).
4.    Упр. 264.
Пример таблицы «Гласные звуки»
Звуки Примеры
[а]    Мак, клан
[о]    Сок, мозг
[и]    Рис, пирс
[ы]    Мышь, тын
[э]    Сэр, сет    
[У]    Дуб, труд
5.    Упр. 265 — комментированное письмо.
VI.    Подведение итогов
—    Что нового вы узнали о звуках речи?
—    В чем особенность гласных звуков?
Домашнее задание
1.    § 51.
2.    Упр. 266, 267.
3.    Работа над ошибками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar