Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 69. Согласные звуки
03.09.2016, 18:48

Урок 69. Согласные звуки
Цели: показать, как образуются согласные звуки, смыслоразличительную роль согласных звуков, роль скороговорок, звукописи в художественных текстах; развивать мотивацию к познавательной и творческой деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать, как образуются согласные звуки; различать согласные по твердости/ мягкости, глухости/звонкости; понимать роль звукописи в художественных текстах; объяснять языковые явления.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
Упр. 266, 267 - выполнение заданий (устно, по цепочке).
 
III.    Самоопределение к деятельности
—    Что вы знаете о согласных звуках?
-    Как вы думаете, какие звуки - гласные или согласные — преобладают в русском языке?
IV.    Работа по теме урока
1.    Чтение теоретических сведений (§ 52, с. 124, 125) и обсуждение вопросов и заданий упр. 268.
2.    Упр. 269 — беседа по вопросам, фонетический разбор выделенных слов.
Комментарий
Напомним о необходимости учитывать, что при фонетическом разборе нас интересуют только звуки. Надо на время забыть, что мы грамотные и знаем, как правильно пишутся слова. Мы записываем то, что слышим.
Приведем пример фонетического разбора одного из слов упр. 269.
Звуков — 2 слога, з — [з] — согласи., зв., тв. в — [в] — согласи., зв., тв. у — [у] — гласи., ударн. к — [к] — согласи., глух., тв. о — [а] — гласи., безударн. в — [ф] — согласи,, глух., тв.
6 букв, 6 звуков.
3.    Работа над правильным произношением.
1)    Упр. 270 — чтение скороговорок.
2)    Упр. 271 — выполнение задания (примеры скороговорок; можно провести конкурс).
Примеры скороговорок
•    У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
•    Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпако- вать Да перевыколпаковать.
•    На дворе трава, на траве дрова.
•    От топота копыт пыль по полю летит.
•    Бык тупогуб, у быка губа тупа.
•    Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
3)    Упр. 272 — выразительное чтение, беседа по вопросам.
4)    Упр. 273 - самостоятельная работа, обсуждение.
V.    Роль звукописи в художественных текстах
И гласные, и особенно согласные звуки могут играть важную роль в художественных текстах, как прозаических, так и стихотворных. С их помощью авторы создают «звучащие» образы, чи
 
татель словно слышит, как плавно и легко шумит волна, как с шелестом вползает она на прибрежный песок, как грохочет грозный гром, как цокают копыта коней по мостовой...
Гласные тоже могут создавать образы, например, с помощью прозрачных, воздушных [а] (Махали акации лапами) или протяжных, тягучих [у] (Дует ветер — будет буря).
—    Какие образы вы «видите» в этих стихах? Как создаются эти образы?
Ты волна моя, волна!
Ты гульдива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь...
А. С. Пушкин
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом.
И. И. Козлов
Шелковый тревожный шорох В пурпурных портьерах, шторах.
Э. По
—    Попробуйте самостоятельно составить предложения с использованием звукописи.
VI.    Занимательная лингвистика
1.    Отгадайте слово по гласным звукам [а], [у]. Сколько слов у вас получится? (Парус, пандус, бамбук, батут, корунд, могуч (первый гласный в двух последних словах — [а]), рагу, салют и т. д.)
2.    Попробуйте отгадать слово по согласным звукам [з], [д], [р], [с], [т], [в], [й]. (Это слово «здравствуй». Непроизносимая согласная «в» не учитывается.)
Вывод. Основную смыслоразличительную нагрузку в слове несут согласные звуки.
VII.    Подведение итогов
—    Как получаются согласные звуки?
—    Чем интересны скороговорки?
—    Какова роль звукописи в художественных текстах?
Домашнее задание
1- § 52.
2.    Упр. 274.
3.    Рабочая тетрадь: задание 64 (с. 37—38).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar