Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 70. Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие
03.09.2016, 18:49

Урок 70. Изменение звуков в потоке речи.
Согласные твердые и мягкие
Цели: дать понятие о позиционных чередованиях гласных и согласных; показать зависимость звука от позиции в слове; учить различать сильную и слабую позиции гласных и согласных; сопоставить фонетику и орфографию; углубить знания о твердых и мягких согласных; показать смыслоразличительную роль парных согласных; развивать навыки фонетического разбора, мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать сильные и слабые позиции гласных и согласных; определять их позиционные чередования; понимать смыслоразличительную роль парных согласных; различать согласные по твердости/мягкости, глухости/звонкости; объяснять языковые явления.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1.    Упр. 274 — обсуждение вопросов.
(Ответ. В тексте раскрывается мысль о том, что ребенок может научиться говорить только с помощью других людей.)
2.    Задание из рабочей тетради.
III.    Самоопределение к деятельности
—    Можем ли мы ответить на вопрос: сколько букв в алфавите? (Конечно, их 33.)
—    А сколько звуков в языке? (Обсуждение.)
IV.    Работа по теме «Изменение звуков в потоке речи»
На этот вопрос ответить невозможно. Количество звуков подсчитать нельзя. Звуков в языке великое множество. Когда мы записываем фонетический облик слова, мы имеем дело с основными звуками, обладающими общими чертами. На самом же деле в речи живые звуки имеют множество оттенков, вариантов. Варианты звуков зависят от ударения, от позиции в слове, не говоря уже об индивидуальных различиях речи: тембре, высоте звука и т. п. Не случайно мы узнаем человека по голосу, по только ему присущим особенностям произношения.
Различают сильную и слабую позиции звуков. Сильная позиция гласных — под ударением. В этом случае слышится полный
 
звук: [а] (собака), [о] (кошка), [’и] (сила), [ы] (рыба), [’э] (песня), [у] (буря).
—    Как вы думаете, что яшыется сильной позицией для согласных? Сильная позиция согласных — перед гласными и так называемыми сонорными (звучными, в которых голос преобладает над шумом) твердыми и мягкими согласными л, м, н, р, позиция которых всегда сильная: вода, поднять, возле, обратно и т. д. Кроме того, согласный звук находится в сильной позиции, если следующий за ними согласный имеет одинаковое с ним качество по глухости/звонкости: спать (оба звука глухие), здание (оба звука звонкие).
Если же качество согласных по глухости/звонкости разное, согласный уподобляется следующему за ним звуку: просьба [проз’ба] (с превращается в свой звонкий парный — з), подправить [патправит’] (д превращается в свой глухой парный — т). На конце слова согласные находятся в слабой позиции: дуб [дуп], снег [снек], лёд [л’от] и т. д.
—    Прочитайте теоретические сведения на с. 126.
V.    Закрепление изученного по теме «Изменение звуков в потоке речи»
1.    Упр. 275 — выполнение задания (устно).
2.    Упр. 276 — выразительное чтение текста, отработка правильного произношения, выбор заглавия (устно).
VI.    Работа по теме «Согласные твердые и мягкие»
1.    Обсуждение вопросов.
—    Какие согласные имеют пары по твердости/мягкости?
—    Сколько таких пар в языке?
—    Какими буквами обозначаются парные мягкие согласные?
—    Какие согласные всегда мягкие?
—    Какие согласные всегда твердые?
2.    Самостоятельные наблюдения (§ 54, с. 127).
Произнося слова слон — конь, белка — бык, понаблюдаем, как
ведет себя язык, попробуем слова «на вкус». Ответим на вопрос: как обозначается мягкость согласных? (В первом случае с помощью ь, во втором — с помощью буквы е.)
3.    Чтение теоретических сведений на с. 127.
4.    Понятие о сигналах мягкости.
—    Как мы узнаем о мягкости того или иного согласного? (Если после согласного стоят ь или буквы е, ё, ю, я, и, значит, согласный мягкий. Назовем эти буквы сигналами мягкости.)
—    Является ли сигналом мягкости ь на конце слова беречь? (Нет, это показатель начальной формы глагола.)
 
VII.    Закрепление изученного по теме «Согласные твердые и мягкие»
1.    Упр. 277 — устный разбор, письменное составление словосочетаний (на доске и в тетрадях).
2.    Упр. 278 — выполнение задания (устно).
3.    Упр. 279 — выполнение задания (устно).
4.    Словарная работа.
Запишите слова, помещенные в рамке на с. 128, в тетрадь- словарик в раздел «Орфоэпия». Выполните задания упр. 281.
VIII.    Занимательная лингвистика
—    В какие слова превратятся род, луг, маг, зонд, паз, если сделать их фонетический разбор? {\рот], [лук], [мак], [зонт], [пас].)
IX.    Подведение итогов
—    Что нового вы узнали о звуках речи?
—    Что такое сильная и слабая позиции звуков?
—    Какие сигналы мягкости согласных вы знаете?
Домашнее задание
1.    § 53, 54.
2.    Упр. 280. Дополнительно: дать устную характеристику согласных потвердости/мягкости.
3.    Прочитать тексты § 55 (подготовка к изложению).
4.    Рабочая тетрадь: задания 65—66 (с. 38).

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar