Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 76. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака
03.09.2016, 18:50

Урок 76. Обозначение мягкости согласных
с помощью мягкого знака
Цели: углубить знания о случаях употребления мягкого знака, показать его смыслоразличительную роль; развивать орфографические навыки, мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать смыслоразличительную роль мягкого знака; применять правила употребления мягкого знака; объяснять языковые явления.
 
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Чтение и анализ сочинений - описаний предмета
III.    Актуализация знаний
—    Всегда ли для обозначения мягкости согласных употребляется мягкий знак? {Нет.)
—    Всегда ли мягкий знак делает согласный мягким? Бывает ли мягкий знак лишним, избыточным? Для чего в таком случае он нужен? (Примерный ответ. Мягкий знак, стоящий на конце слова после шипящей в существительных, обозначает принадлежность существительного к 3-му склонению: тушь, ложь, ветошь. При этом конечные шипящие звуки [ш] остаются твердыми.
Мягкий знак, стоящий на конце слова после шипящей в глаголах, обозначает принадлежность глагола ко 2-мулицу ед. ч. наст, вр.: едешь, купишь, смотришь. При этом [ш] остается твердым.
Мягкий знак, стоящий на конце слова после шипящей в глаголах, обозначает начальную форму глагола: беречь, стеречь, лечь. В этом случае он избыточен - [ч’] всегда мягкий.)
IV.    Самоопределение к деятельности
—    Какие способы существуют для обозначения мягкости согласных? Приведите примеры. {Примерный ответ. Согласный становится мягким, если после него стоят гласные е, ё, и, ю, я: мел, мёд, пила, люк, пяльцы; если после него стоит мягкий согласный: гонщик, ластик, звонче.)
V.    Работа по теме урока
1.    Самостоятельные наблюдения и чтение теоретического материала учебника (§ 60, с. 138— 139).
2.    Задание. Запишите под диктовку пары слов (без мягкого знака и с мягким знаком), рядом запишите звуки, которыми слова отличаются.
Мел — мель [л], [л’];
сел — сель [л], [л’];
том — Томь (река) [м], [м’];
полка — полька [л], [л’];
галка — галька [л], [л’];
размят - размять [т], [т’];
надет — надеть [т], [т!].
3.    Беседа.
—    Чем отличаются друг от друга слова, которые мы только что записали?
 
— Какой вывод о роли мягкого знака можно сделать?
Слова различаются всего одним звуком, точнее, качеством звука, а смысл слов меняется. Мягкость согласных обозначена мягким знаком. Значит, мягкий знак играет в слове смыслоразличительную роль.
Повторяя изученное о роли мягкого знака, мы вспомнили, что на конце слова после шипящих мягкий знак иногда нужен лишь для обозначения формы слова, его грамматических характеристик. А если мягкие шипящие щ, ч стоят в середине слова рядом с другими согласными? Мягкий знак в этом случае не пишется.
4.    Чтение правил — орфограмм № 2 и 9 (§ 60, с. 140).
VI.    Закрепление изученного материала
1.    Упр. 303 — отработка правильного произношения, выполнение задания (письменно).
Комментарий
После выполнения упражнения можно проверить его, открыв написанную на доске таблицу.
Чк        Чн    |    Чт    Щн
Без очков    Срочно    Прочти    Овощного
О внучке    Уточним    Почтовый    Мощному
В строчке    Солнечным    Мечтать    В изящном
В кавычках    В ночную    У мачты
2.    Упр. 304 — комментированное письмо.
3.    Упр. 305 — выполнение задания, комментированное письмо.
Комментарий
Имена существительные в форме П. п. ед. ч.: (о) госте, мысли, вести, скорости, крепости, гвозде, лентяе, болезни, песне, ветви. Обратим внимание, что эта же форма слова песня — песне.
Глаголы в форме 1-го лица мн. ч.: чистим, поместим, грустим, простим. Не надо путать формы глаголов совершенного и несовершенного вида. В упражнении даны глаголы совершенного вида — поместить, простить, поэтому и формы образуются совершенного вида. Видовые пары этих глаголов — помещать, прощать.
4.    Упр. 306 — самостоятельная работа.
5.    Словарная работа.
1)    Запишите слова, помещенные в рамке на с. 139 (каменщик, барабанщик, закончить, помощник, лучше), в тетрадь-словарик, а также свои примеры (вечный, ворчать, фонарщик и т. д.).
 
2)    Запишите слова, помешенные в рамке на с. 140 (тоньше, меньше, раньше, возьмем, письменный), в тетрадь-словарик. Составьте предложение, в которое бы входили 2—3 этих слова.
6.    Орфоэпическая работа.
Упр. 308 — чтение вслух слов, помещенных в рамке на с. 141, отработка правильного произношения.
VII.    Подведение итогов
Упр. 309 — выразительное чтение, ответ на вопрос о «хитрости» мягкого знака с использованием изученных орфограмм.
Домашнее задание
1.    § 60.
2.    Упр. 307.
3.    Рабочая тетрадь: задание 68 (с. 39-40).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar