Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 77. Двойная роль букв е, ё, ю, я
03.09.2016, 18:51

Урок 77. Двойная роль букв е, ё, ю, я
Цели: углубить знания о двойной роли букв е, ё, ю, я; развивать навыки фонетического разбора, орфоэпические навыки, навыки работы с тестами, навыки анализа, мотивацию к познавательной и творческой деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать двойную роль букв е, ё, ю, я; делать фонетический разбор.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
1.    Проверка домашнего задания.
1)    Упр. 307 — выразительное чтение текста, выбор предложений, в которых есть орфограмма «Употребление ь для обозначения мягкости согласных». (Предложения 3, 6, 7 (2), 8: в этом предложении есть слово с нужной орфограммой — «замелькали», но ь не пропущен.)
2)    Задание из рабочей тетради.
2.    Объяснительный диктант.
(Объясняем все случаи употребления и неупотребления мягкого знака и другие орфограммы.)
Учиться заочно, удалой ямщик, ночной дозор, разбитые очки, почти закончить, влезть на мачту, отправить по почте, легкая лодочка, мощ-ность двигателя, ручной хищник, напишешь строчку, лучше подгото-виться, правило-помощник, получить весточку, бесконечная дорога, складной зонтик, нянчить сестричку.
 
III.    Работа по теме урока
1.    Обсуждение вопросов.
—    В чем особенность букв е, ё, ю, я?
—    В каких случаях эти буквы обозначают два звука? Приведите примеры. (В начале слова: юбка; после гласной: маяк; после разделительных ъ и ь: подъезд, льёт.)
—    Какую роль играют эти буквы, если стоят после согласной? Приведите примеры. {Ответ. Обозначают один гласный звук: [э], [о], [у], [а] — и мягкость предыдущего согласного: лес, осёл, смотрю, пляж.)
2.    Самостоятельные наблюдения и чтение теоретических сведений § 61 (с. 141-142).
IV.    Закрепление изученного материала
1.    Упр. 310, 311 - морфемный разбор слов возьмем, честный (устно).
2.    Упр. 313 — орфоэпическая работа, отработка правильного произношения, конструирование предложений.
Дополнительный вопрос
—    Что объединяет слова ателье, кашне, модель, свитер, теннис, партер, шоссе, кроме того, что буква е в них не смягчает предшествующий согласный? (Примерный ответ. Все эти слова заимствованные, их можно найти в словаре иностранных слов. Ателье, кашне, модель, шоссе, партер пришли из французского языка, свитер, теннис — из английского.)
3.    Упр. 312 — самостоятельная работа с последующей проверкой.
Комментарий
И, ю, е не обозначают мягкости предшествующего согласного в словах брошюра, жизнь, цель, парашют. В слове жюри, заимствованном из французского языка, по традиции ж несколько смягчается.
4.    Тестовое задание.
В каком слове верно выделена буква, обозначающая твердый согласный звук?
1)    Тема;
2)    Текст;
3)    муЗей;
4)    фоНетика.
V.    Лингвистическая игра «Загадочное послание»
Если вы твердо помните порядок букв в алфавите, то расшифруете загадочное послание.
 
У — жи    Ь — но    Е — та
О — те    Й — ва    Ъ — уж
А — ре    Л — й    В — бя
X — ть    Ё — да    Ч — др
(Ребята, давайте жить дружно!)
VI.    Подведение итогов
—    Почему роль букв е, ё, ю, я называют двойной?
—    Какая буква, кроме е, ё, ю, я, обозначает мягкость преды-дущего согласного? (И.)
Домашнее задание
1.    § 61.
2.    Упр. 314.
3.    Рабочая тетрадь: задания 70, 71 (с. 41).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar