Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 78. Орфоэпия
03.09.2016, 18:52

Урок 78. Орфоэпия
Цели: развивать понятие об орфоэпии и о предмете ее изучения; познакомить с орфоэпическими словарями, словарями ударений; развивать навыки фонетического разбора, орфоэпические навыки, навыки работы со словарями, с тестами, мотивацию к исследовательской деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять предмет изучения орфоэпии; научатся пользоваться орфоэпическими словарями; соблюдать языковые нормы; объяснять языковые явления.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
1.    Проверка домашнего задания.
1)    Рассказ о двойной роли букв е, ё, ю, я.
2)    Упр. 314 — чтение диалога по ролям и ответ на вопрос (в это время ученик выполняет синтаксический разбор предложения на доске).
3)    Задания из рабочей тетради.
2.    Лингвистическая разминка.
1)    Тестовые задания.
В каком слове верно выделена буква, обозначающая мягкий согласный звук?
 
1)    моДель;    3) кРем;
2)    Теннис;    4) свиТер.
В каком слове звуков больше, чем букв?
1)    слюда;    3) подъём;
2)    заяц;    4) поешь.
2.    Проведите фонетический разбор слова ателье.
III.    Самоопределение к деятельности
Мы уже не раз обращались к орфоэпии — разделу науки о языке. Попробуйте догадаться, что изучает орфоэпия, с помощью ваших знаний о лингвистических терминах, с помощью подбора однокоренных слов.
IV.    Работа по теме урока
1.    Беседа.
Слово орфоэпия произошло от греч. orthos — прямой, правильный и epos — речь. Однокоренные слова - орфография, эпос, эпический.
Орфоэпия устанавливает нормы правильной речи, фиксирует их в словарях ударений и специальных орфоэпических словарях. Маленький орфоэпический словарик есть и в конце учебника (см. приложение, с. 173: «Произноси правильно!»).
(Учитель показывает детям словари, в том числе для специалистов — дикторов радио и телевидения, для школьников, приводит 3—4 примера.)
Остановимся подробнее на словарике в учебнике.
— Найдите примеры правильного произношения согласных {конечно, музей, свитер), гласных (свёкла — не свекла\ (ударный гласный [о] после мягкого [в’], шофёр); правильных ударений {каучук, квартал, столяр).
2.    Чтение диалога и теоретических сведений учебника (§ 62, с. 143-144).
3.    Упр. 315 — выполнение задания (формулирование правил орфоэпии).
V.    Закрепление изученного материала
1.    Упр. 316 — комментированное письмо.
2.    Упр. 317 — выполнение задания (устно).
3.    Упр. 318 — чтение диалога, его редактирование (устно).
4.    Упр. 319 — выполнение задания (устно).
5.    Словарная работа.
Запишите слова, помешенные в рамки на с. 145, в тетрадь- словарик, в раздел «Орфоэпия»: повторить, повторишь, повторит, повторите, документ, документы, инструмент, инструменты, до
 
суг, предмет, километр, магазин. Составьте предложения с этими словами (по вариантам).
VI.    Подведение итогов
—    Что входит в произносительные нормы?
-    Почему важно соблюдать произносительные нормы?
Домашнее задание
1. § 62.
2.    Упр. 319 - выполнение заданий (письменно).
3.    Рабочая тетрадь: задания 73—74 (с. 42).

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar