Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 85. Способы выражения лексических значений слов
03.09.2016, 18:54

Урок 85. Способы выражения
лексических значений слов
Цели: показать различные способы выражения лексических значений слов; дать понятие о сочетаемости слов; развивать навыки работы с толковыми словарями; формировать мотивацию к изучению нового.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять лексическое значение слова; узнают способы выражения лексических значений слов; научатся объяснять языковые явления.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1.    Вопросы.
—    Что изучает лексикология?
—    В каких словарях разъясняются значения слов?
—    Как связаны лексическое и грамматическое значения слов?
2.    Упр. 332 — разгадывание 1—2 кроссвордов на доске.
 
III.    Работа по теме урока
1.    Беседа.
Попробуем дать толкование слова бессердечный.
(Варианты ответов учеников.)
Дать толкование слова можно разными способами:
1)    подобрать близкие по значению слова, синонимы: нечуткий, бездушный, равнодушный',
2)    указать отличительные признаки слова, описать его: тот, кто не проявляет внимания к людям, кто равнодушен к чужой беде, к чужим переживаниям',
3)    раскрыть значение частей слова: тот, кто «без сердца», т. е. нечуткий, бездушный, равнодушный.
—    Какое из этих толкований вам кажется наиболее точным?
(Обсуждение.)
—    Прочитайте теоретический материал учебника (§ 64, с. 152).
2.    Практическая работа.
Упр. 334 — обсуждение, сверка определений по толковому словарю.
Упр. 335 — обсуждение, выполнение задания (на доске и в тетрадях).
Каждое слово имеет способность сочетаться с другими словами. У одних слов количество таких сочетаний очень велико, у других ограниченно.
Например, составим словосочетания со словом вода (1—2 мин на эту работу):
1)    такие, в которых слово вода было бы главным: чистая вода, вкусная, теплая, прозрачная, ледяная, застывшая, живая, речная, минеральная, газированная, родниковая, вода из крана, вода из проруби и т. д.;
2)    такие, в которых слово вода было бы зависимым: лить воду, пить воду, набрать воды, купаться в воде, умываться водой, рассказывать о воде, принести воды и т. д.
Список слов, которые сочетаются со словом вода, можно продолжать долго.
Теперь попробуем составить словосочетания со словом делитель (это число или величина, на которые делят делимое): первый (и т. д.) делитель, выбрать делитель, сократить делитель. Вряд ли мы сможем придумать много словосочетаний. Ведь нельзя сказать, например, зимний делитель или делитель дерева. Вернее, сказать-то можно, но такие выражения бессмысленны. Мы видим, что число слов, с которыми сочетается слово делитель, ограниченно.
 
IV.    Занимательная лингвистика
1.    Найдите в толковом словаре определение слова анаграмма. (Анаграмма - перестановка букв или звуков слова или словосочетания, в результате которой получается новое слово или словосочетание.)
2.    Составьте анаграммы из данных слов (переставьте буквы в словах), чтобы получились названия городов и рек.
Дно, игра, мир, веки, остров, найду.
(Дон, Рига, Рим, Киев, Ростов, Дунай.)
V.    Подведение итогов
—    Какие способы разъяснения лексического значения слов вы знаете?
—    Что такое лексическая сочетаемость?
—    Как вы думаете, почему слова имеют разную лексическую сочетаемость?
Домашнее задание
1.    §64.
2.    Упр. 336.
3.    Рабочая тетрадь: задание 85 (с. 47).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar