Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 86. Однозначные и многозначные слова
03.09.2016, 18:54

Урок 86. Однозначные
и многозначные слова
Цели: дать понятие об однозначных и многозначных словах; учить находить общее в значениях многозначных слов; развивать навыки работы с толковыми словарями; формировать аналитические навыки, познавательную активность.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать однозначные и многозначные слова; пользоваться толковым словарем; объяснять языковые явления.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
1.    Проверка домашнего задания.
1)    Упр. 336 — комментированное чтение.
2)    Задание из рабочей тетради.
2.    Лингвистическая разминка.
Задание. Определите лексическое и грамматическое значения зависимого слова в словосочетании решить кроссворд.
 
III.    Работа по теме урока
1.    Самостоятельные наблюдения в учебнике (§ 65, с. 153): рассмотрим рисунки, ответим на вопросы.
Дополнительный вопрос
—    Каким образом можно узнать, в каком значении употреблено слово кисть, если мы не видим рисунка? (Примерный ответ. Нужно составить словосочетание или предложение, в которых значение слова будет ясным. Сочетаемость слова, контекст, т. е. окружающие слова, проясняют значение слова.)
—    На основании самостоятельных наблюдений сделайте вывод о том, что такое однозначные и многозначные слова и сверьте вывод с определением учебника (с. 154).
—    Как уточнить, является ли слово многозначным? (При-мерный ответ. Надо обратиться к толковому словарю. Все лексические значения многозначного слова даны в таких словарях в одной словарной статье под номерами. Если указано только одно значение, слово однозначное.)
2.    Упр. 337, 338 — выполнение заданий (с опорой на толковый словарь учебника).
Дополнительные вопросы
—    Что общее есть в значениях встретившихся в упражнении многозначных слов? (Примерный ответ. Свирепый — отличающийся угрожающей силой. Коралловый — относящийся к кораллам по материалу или цвету.)
—    Какими способами разъяснены лексические значения однозначных слов? (Примерный ответ. Айсберг — указаны отличительные признаки предмета: «плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника».)
—    Как вы думаете, одновременно ли появились разные значения слов? Есть ли общее между разными значениями многозначных слов?
—    Слово «коралловый» первоначально означало «цвет коралла» или «сделанный из коралла»? (Примерный ответ. Очевидно, что обозначение цвета появилось позже. Общее у значений этого прилагательного — отнесенность к кораллу: у первого значения — по материалу, у второго — по цвету.)
3.    Чтение теоретического материала (с. 154).
IV.    Закрепление изученного материала
1.    Упр. 339, 341, 342 — выполнение задания (устно).
2.    Упр. 340 — обсуждение, составление предложений.
 
3.    Упр. 344 - обсуждение, подготовка к сочинению-рассуждению.
V.    Занимательная лингвистика
1.    Упр. 343 — выразительное чтение, обсуждение вопроса.
2.    Упр. 346 — обсуждение юмористических рисунков.
3.    Разгадывание кроссвордов, составленных учениками.
VI.    Подведение итогов
—    Какие слова называются многозначными?
—    Как узнать с помощью толкового словаря, многозначно ли слово?
—    Какова роль многозначных слов в речи?
Домашнее задание
1.    §65.
2.    Упр. 345 - сочинение-рассуждение.
3.    Сделать юмористические рисунки, в которых обыгрываются значения многозначных слов (по желанию).
4.    Рабочая тетрадь: задание 84 (с. 46-47).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar