Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 87. Прямое и переносное значения слов
03.09.2016, 18:55

Урок 87. Прямое и переносное
значения слов
Цели: дать понятие о прямом и переносном значениях слов; показать употребление переносных значений в речи, в том числе художественной (метафора, олицетворение); развивать навыки работы с толковыми словарями; формировать познавательную активность.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать прямое и переносное значения слов; находить метафору и олицетворение в текстах и объяснять их роль; понимать переносные значения в речи, в художественных текстах; объяснять языковые явления.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1.    Чтение и обсуждение сочинений-рассуждений.
2.    Задание из рабочей тетради.
III.    Самоопределение к деятельности
—    Отгадайте загадки.
 
•    Стоит Антошка на одной ножке, кто ни пройдет, всяк поклонится. {Гриб.)
•    Сидит девица в темнице, а коса на улице. {Морковь.)
•    Черненька собачка свернувшись лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает. {Замок.)
—    Как вы догадались, что Антошка - это гриб, девица - морковь, а собачка — замок? (Обсуждение. Вывод: догадались по сходству.)
—    Как называется троп, на котором основаны эти загадки? {Метафора, т. е. перенос признака с одного предмета на другой на основе их сходства.)
—    Как вы думаете, почему мы заговорили о загадках?
—    Не заметили ли вы связи метафоры с многозначными словами? {То и другое основано на сходстве.)
IV.    Работа по теме урока
1.    Беседа.
Среди значений многозначных слов часто встречаются переносные значения. Это происходит, когда предметы или действия имеют какое-либо сходство с другими предметами или действиями. Значение слов в этом случае переносится с предмета на предмет, с действия на действие, с признака на признак.
Сравним пары словосочетаний (запишем их на доске):
•    дорога к лесу и дорога жизни;
•    птица летит и время летит;
•    холодная погода и холодное сердце.
—    Какие из этих словосочетаний содержат слова в переносном значении? {Вторые словосочетания каждой пары содержат слова в переносном значении.)
—    Каковы общие значения слов, в чем их сходство?
Комментарий
В первом словосочетании существительное дорога имеет прямое значение: «путь, направление следования»; во втором — переносное значение: «жизненный путь, протяженность жизни во времени». Общее значение — «направление, протяженность».
Глагол летит в первом словосочетании имеет прямое значение: «передвигаться по воздуху»; во втором — переносное значение: «быстро проходить». Общее значение — «быстро передвигаться».
Прилагательное холодная в первом словосочетании имеет прямое значение: «имеющая низкую температуру»; прилагательное холодное во втором словосочетании имеет переносное значение:
 
«равнодушное, бесчувственное, безразличное». Общее значение — «не дающее ощущения тепла».
—    Как называется перенос значений по сходству? (Метафора.)
Этот литературоведческий термин как раз и переводится с греческого как «перенос».
Словосочетание время летит — частный вид метафоры, олицетворение: перенос свойств живого (люди, животные) на неживое. Метафора и олицетворение - тропы, выразительные средства языка.
2.    Чтение теоретического материала учебника (§ 66, с. 157, 158).
V.    Закрепление изученного материала
1.    Упр. 347 — обсуждение, составление предложений.
2.    Упр. 348 — выразительное чтение, обсуждение, письменное выполнение; сопоставление текста с репродукцией картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» на цветной вклейке учебника.
Варианты заглавий текста: «Солнечный февраль», «Небывалый праздник», «Чудесное утро».
Прилагательные, употребленные в переносном значении: жемчужных, коралловых, сапфировых.
Синоним к словам необыкновенный, особенный, необычный — чудесный.
Дополнительные вопросы
—    На каком сходстве основаны переносные значения этих прилагательных? (Примерный ответ. На сходстве цвета: жемчужный — серебристо-белый, коралловый — красный, сапфировый — синий, голубой.)
—    Как вы думаете, почему И.Э. Грабарь в описании фев-ральского утра использовал не традиционные названия оттенков цвета, а прилагательные в переносном значе-нии? (Примерный ответ. Переносные значения в этом тексте являются средствами выразительности — эпитетами, они придают тексту торжественность, яркость, красоту.)
3.    Упр. 350, 351 — выполнение задания (устно).
4.    Упр. 349 — выполнение задания (самостоятельная работа).
VI.    Занимательная лингвистика
(Обсуждение юмористических рисунков учеников (реализация домашнего задания к уроку). Можно организовать игру: отгадать, какие многозначные слова обыгрываются в рисунках, придумать подписи к ним.)
 
VII.    Подведение итогов
—    Что такое прямое и переносное значения слова?
—    На чем основано переносное значение слова?
—    Чем метафора отличается от олицетворения? Какое понятие более широкое? (Олицетворение — частный вид метафоры, значит, метафора — более широкое понятие.)
Домашнее задание
1. § 66.
2.    Упр. 352.
3.    Рабочая тетрадь: задания 82—83 (с. 46).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar