Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 89. Синонимы
03.09.2016, 18:56

Урок 89. Синонимы
Цель: дать понятие о синонимах; учить различать лексические оттенки синонимов; показать стилевую неоднородность синонимов, употребление синонимов в речи; развивать навыки работы с толковыми словарями; формировать познавательную активность.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить синонимы и пользоваться ими в речи, в тексте; пользоваться словарем синонимов; объяснять языковые явления.
 
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
1.    Проверка домашнего задания.
1)    Чтение предложений с омонимами.
2)    Сообщения о словах-омоформах и словах-омофонах.
3)    Задание из рабочей тетради.
2.    Лингвистическая разминка.
На доске записаны слова: горный, горестный, горка, пригорок, горевать, пригорюниться.
—    Являются ли все эти слова однокоренными?
—    Запишите эти слова в два столбика по значению корней.
—    Как бы вы назвали одинаковые по написанию, но разные по значению корни? Как называются слова с такими кор-нями? (Омонимичные корни. Слова с омонимичными корнями.)
III.    Работа по теме урока
Сегодня мы познакомимся с еще одним греческим словом, еще одним лингвистическим термином, еще одним понятием. Это слово синоним. Значение второй части слова вам хорошо известно (онима — имя), первая часть происходит от слова syn — вместе.
Синонимами называются слова, разные по написанию и произношению, но сходные по значению. Иногда значения слов-синонимов полностью совпадают: бегемот - гиппопотам, календула — ноготки (эти слова нам уже встречались). Но чаще слова-синонимы немного, а иногда и сильно отличаются друг от друга оттенками лексического значения. От этого зависит употребление слов-синонимов в речи.
—    Прочитайте теоретический материал учебника (§ 68, с. 161-162).
—    Интересно, всегда ли можно заменить какое-либо слово синонимом? (Обсуждение.)
Некоторые синонимы легко заменить. Можно сказать про-хладный день и нежаркий день', толстая книга и объемистая книга', ругать неряху и бранить неряху. Эти синонимы можно представить в одном тексте, они различаются непринципиально.
Возьмем, например, неполный ряд синонимов лицо—лик —рожа.
—    Как вы думаете, какое из этих слов имеет больше всего лексических сочетаний, какое из них нейтрально, т. е. может употребляться в любом стиле речи?
Конечно, это слово лицо.
 
—    Какие, по-вашему, из этих слов имеют эмоциональную окраску, особую выразительность? (Примерный ответ. Лик, рожа. Эти два слова даже поставить рядом нельзя, хотя они являются синонимами. Невозможно представить их в одном тексте. Разве что они могут быть противопоставлены.)
—    В каком стиле речи можно встретить слово лик! Какой лексический оттенок имеет это слово? Составьте с ним словосочетания. (Примерный ответ. В художественном стиле. Это слово имеет торжественный оттенок, употребляется, например, в словосочетаниях иконописный лик, лики святых, светлый лик.)
—    Для какого стиля речи допустимо слово рожа? Какой лексический оттенок имеет это слово? {Для разговорного. Слово относится к разряду сниженной, бранной лексики.)
Заметим, что словосочетаний с этим словом не так много: страшная рожа, бандитская рожа, корчить рожи и т. д. Попробуем заменить это выразительное слово, например, в последнем словосочетании нейтральным словом лицо: корчить лица. Выражение теряет смысл.
Вывод. Синонимы имеют богатые лексические оттенки, могут обладать эмоциональной окраской, в зависимости от этого употребляются в разных стилях речи, иначе говоря, обладают стилевой неоднородностью.
IV.    Закрепление изученного материала
1.    Упр. 359 — выполнение задания (устно).
2.    Упр. 360 - комментированное письмо, составление предложений.
3.    Упр. 361, 362 — самостоятельная работа с последующей проверкой.
4.    Словарная работа.
Запишите слова, помещенные в рамке на с. 163 (громадный, огромный), в тетрадь-словарик; составьте словосочетания с этими словами.
V.    Подведение итогов
—    Какие слова называют синонимами?
—    Как вы понимаете словосочетание «оттенки лексического значения»?
Домашнее задание
1. § 68.
2.    Упр. 363.
3.    Рабочая тетрадь: задания 90—91 (с. 49).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar