Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 97. Окончание
03.09.2016, 18:57

Урок 97. Окончание
Цели: учить определять грамматические значения окончаний в различных частях речи: существительном, прилагательном, глаголе; развивать мотивацию к аналитической деятельности, способность к рефлексии.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять окончание слова и его основу; понимать термин «нулевое окончание»; определять грамматические значения окончаний; объяснять языковые явления.
 
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
1.    Проверка домашнего задания.
1)    Вопросы.
—    Что называется морфемой?
—    Все ли морфемы имеют смысловое значение?
—    Чем отличается окончание от остальных морфем?
—    Какой раздел языкознания изучает морфемы?
—    Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова?
2)    Упр. 378 — пересказ текста, беседа по вопросам (в это время два ученика записывают на доске слова: первый — однокоренные, второй — формы одного и того же слова).
3)    Задание из рабочей тетради.
Комментарий
Варианты заглавий текста: «Загадки природы», «Удивительный мир».
Однокоренные слова: животном — жить; загадка — загадочны — разгаданная.
Формы одного и того же слова: мире — мир; нами — мы; загадка — загадки; загадочны — загадочен.
2.    Лингвистическая разминка.
Задание. Образуйте от слова луна новые слова с помощью разных морфем, обозначьте эти морфемы. (Лунный, луноход, прилуниться, подлунный, лунатик, лунтик ит.д.)
III.    Работа по теме урока
1.    Наблюдение над теоретическим материалом учебника и чтение диалога (§ 72, с. 6-8).
—    Что такое окончание?
—    Для чего служит окончание?
—    Что обозначает окончание у имени существительного, у имени прилагательного, у глагола?
—    Приведите примеры.
—    Что такое нулевое окончание? У каких частей речи может быть нулевое окончание?
2.    Словарная работа.
1) Запишите в тетрадь-словарик слова, помещенные в рамке на с. 8: диван, балкон, кабинет, телевизор, телефон. Подберите к ним однокоренные слова.
 
2) Запишите в тетрадь-словарик слова, помещенные в рамке на с. 9: нет мест, много дел, выделите нулевые окончания существительных.
IV.    Закрепление изученного материала
1.    Упр. 379 — комментированное письмо.
2.    Упр. 380 — работа с таблицей (устно).
Комментарий
Заголовок таблицы: «Окончания существительных и глаголов в прошедшем времени».
3.    Упр. 382 — выразительное чтение, самостоятельная работа.
4.    Упр. 383 — выполнение заданий (на доске и в тетрадях).
5.    Тестовое задание.
В каком слове окончание не выделяется?
1)     спешим;    3) пешка;
2)     пешком',    4) пешеход.
V.    Занимательная лингвистика
Упр. 381 — выразительное чтение, выполнение задания (устно). (Ответ. Нулевые окончания имеют слова творог, пирог, сосед.) Дополнительный вопрос
—    Как вы произносите слово, имеющее такое лексическое значение: «кисломолочный продукт, получаемый при сквашивании молока с последующим удалением сыворотки»? (Творог.)
В слове творог допускается ударение на первый слог, но рифмующееся слово пирог подсказывает правильное ударение — на второй слог.
VI.    Подведение итогов
—    Что нового вы узнали об окончании?
Домашнее задание
1- § 72.
2.    Упр. 384, 385.
3.    Рабочая тетрадь: задание 96 (с. 52).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar