Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 98. Основа слова
03.09.2016, 18:58

Урок 98. Основа слова
Цели: расширить понятие об основе слова; учить находить и выделять основу в слове; развивать навыки монологической речи, мотивацию к аналитической деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять основу слова; видеть в основе слова его лексическое значение; объяснять языковые явления.
 
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
1.    Проверка домашнего задания.
1)    Вопросы.
—    Расскажите об окончании, его роли и значении (разверну-тый ответ).
—    Что такое нулевое окончание? У каких частей речи бывает нулевое окончание?
—    Имеют ли наречия окончания? Почему? {Нет. Это неизменяемая часть речи.)
2)    Упр. 384 — проверка по цепочке (в это время два ученика выполняют на доске морфологический и фонетический разбор слов).
{Ответ. Слово одичал употреблено в переносном значении: в словосочетании одичал балкон это метафора.)
3)    Упр. 385 — чтение и обсуждение описаний.
4)    Задание из рабочей тетради.
2.    Лингвистическая разминка.
Задание. Определите, что означает окончание -и в словах написали, легки, загадки. Запишите на доске и в тетрадях формы этих слов с нулевым окончанием. {Примерный ответ. В глаголе — мн. ч., прош. вр.; написал', в кратком прилагательном — мн. ч., легок', в существительном — два варианта: 1) мн. ч., И. п. или В. п.;
2)    ед. ч., Р. п.; загадок.)
III.    Работа по теме урока
Обсуждение вопросов.
—    Что такое основа слова?
—    Выделите основы в словах тучами, пишем, начальный.
—    Прочитайте диалог и теоретический материал учебника (§73, с. 10).
—    Как вы думаете, необходимо ли определять часть речи, перед тем как выделять основу? Почему? {Примерный ответ. Необходимо, потому что изменяемые части речи имеют окончание, в том числе нулевое, а неизменяемые состоят из одной основы.)
—    Что нового вы узнали об основе слова? {Примерный ответ. Неизменяемые слова состоят только из основы. В основе слова заключено его лексическое значение.)
—    Приведите примеры слов, состоящих только из основы. {Наречия: сверху, вдалеке, скоро и т.д.)
 
—    Можно ли сказать, что эти слова имеют окончания? (Нет. Эти наречия оканчиваются на гласные у, е, о, служащие суффиксами.)
IV.    Закрепление изученного материала
1.    Упр. 386 — выполнение заданий (на доске и в тетрадях).
2.    Упр. 387 — комментированное письмо (в это время два ученика выполняют синтаксический и морфологический разбор на доске; беседа по вопросам).
Комментарий
Варианты заглавий: «Сирень», «Цветущая сирень».
Стиль текста — художественный, так как в тексте рисуется образ сирени, используются изобразительно-выразительные средства: эпитеты (пышные, нежные, теплых, непередаваемых, яркого)', олицетворения (грозди сирени царят', тех... оттенков, что живут...).
Заглянем в конец учебника, рассмотрим на цветной вклейке репродукцию картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».
3.    Упр. 388 — чтение, обсуждение вопросов (самостоятельное выполнение).
4.    Словарная работа.
Запишите в тетрадь-словарик слова, помещенные в рамке на с. 11: фиолетовый, лиловый, запишите также слово сиреневый. По толковому словарю определите оттенки значений этих синонимов.
V.    Подведение итогов
—    Почему важно уметь выделять основу в слове? (Потому, что в основе содержится лексическое значение слова.)
Домашнее задание
1.    § 73.
2.    Упр. 389 — выполнение заданий (письменно).
3.    Упр. 390 — подготовка к сочинению (составление плана, подготовка устного сочинения).
4.    Рабочая тетрадь: задание 97 (с. 52).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar