Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Уроки 149, 150. Имя прилагательное как часть речи (продолжение)
03.09.2016, 19:11

Уроки 149, 150. Имя прилагательное
как часть речи (продолжение)
Цели: показать роль прилагательных в художественной речи, в предложении; развивать навыки анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности; формировать навыки работы в группах.
Планируемые результаты: учащиеся узнают морфологические признаки имени прилагательного; научатся различать постоянные и непостоянные признаки; узнают синтаксическую роль прилагательных в предложении; научатся понимать роль прилагательных в художественной речи; объяснять языковые явления.
Ход уроков
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
I. Проверка домашнего задания.
 
1)    Вопросы.
—    На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
—    Какую роль в предложении играют имена прилагательные?
2)    Упр. 571 — обсуждение заданий (в это время три ученика выполняют на доске синтаксический, пунктуационный и морфологический разбор).
Комментарий
Первый абзац текста составляют все предложения, кроме двух последних.
Прилагательные в предложении чаще всего являются определениями, а в данном тексте почти все прилагательные играют роль сказуемых.
Синонимы к слову отзывчивый: чуткий, душевный.
2. Лингвистическая разминка.
Задание. Запишите предложение под диктовку (на доске и в тетрадях), выполните синтаксический разбор, укажите спо-собы образования прилагательных.
От железнодорожной трассы я направился проселочной дорогой через долинные широколиственные леса.
III.    Закрепление изученного материала
1.    Упр. 571 — чтение, беседа по вопросам, комментированное письмо.
Комментарий
Первый абзац составляют первые пять предложений, второй абзац — остальные, кроме двух последних.
Простой (в данном контексте) — открытый, прямой, бесхитростный. Простоватый — недалекий, наивный.
2.    Упр. 572 — выполнение заданий (устно).
3.    Предупреждение речевых ошибок. Упр. 575 — комментированное письмо (морфемный и морфологический разбор слов — на доске).
Комментарий
Выпишем словосочетания: холодной водой, с веселыми юношами и девушками, у знакомой старушки, на огромном айсберге, с разными сувенирами, о весеннем ливне, с тонким ароматом. Остальные словосочетания содержат излишние прилагательные, однородные по значению с существительными. Оборот речи, в котором сочетаются «лишние» слова, называется плеоназмом.
Уточним значения слов айсберг (нем. — ледяная гора) — плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника; сувенир — памятный подарок.
 
4.    Упр. 577 - выполнение заданий (первые три пары слов разберем в классе, далее — самостоятельное выполнение).
IV.    Работа по теме уроков
1.    Прямое и переносное значение прилагательных.
Задание. Подберите к данным прилагательным существительные; проясните прямое и переносное значение прилагательных.
1-я группа — свежий, 2-я — черный, 3-я — строгий, 4-я — острый.
Примеры:
1)    свежая булка, свежий вид, свежее белье, свежая вода, свежие силы, свежие краски, свежий след, свежий ветер, на свежую голову;
2)    черные волосы, черный ход, черная работа, черная магия, черный юмор, черная сторона жизни, черная зависть, черный кофе, держать в черном теле, черная кошка;
3)    строгий учитель, строгий ошейник, строгие правила, строгий тон, строгий выговор, строгая диета, строгая последовательность, строгие черты лица, строгий костюм;
4)    острый нож, острый взгляд, острый язык, туфли с острыми носами, острое зрение, острый запал, острый перец, острая боль, острый момент в игре.
2.    Роль прилагательных в художественных произведениях.
—    Представьте себе, что прилагательные исчезли из нашей речи. Что произойдет?
Послушайте фрагменты из стихотворений.
1)    Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
С.А. Есенин
2)    Но один есть в мире запах,
И одна есть в мире нега:
Это русский зимний полдень,
Это русский запах снега.
Дон-Аминадо
—    Какую роль играют прилагательные в стихотворении Есенина? (Примерный ответ. Прилагательные являются образными определениями — эпитетами, одновременно эпитеты играют роль олицетворений (сонные), метафор (шелковые, серебряные).)
—    В чем особенность прилагательных в стихотворении Дон- Аминадо? (Примерный ответ. Если убрать из этих строк прилагательные, потеряется не только красота и вырази
 
тельность эпитетов, но и смысл стихотворения, утратится чувство любви поэта к потерянной Родине, чувство тоски по ней.)
Обратимся к фрагменту сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева». (Можно прочитать сначала без прилагательных.)
Это были отряды войска королевы. Одни напоминали собой ежей, другие — змей, третьи — медвежат с шерстью. Все они одинаково сверкали белизной, все были хлопьями.
А вот как звучит настоящий текст сказки:
Это были передовые отряды войска Снежной королевы. Одни на-поминали собой больших безобразных ежей, другие — стоголовых змей, третьи — толстых медвежат со взъерошенной шерстью. Все они одинаково сверкали белизной, все были живыми снежными хлопьями.
Сравним фрагменты и сделаем вывод.
Вывод. Мы видим, что образность художественной речи — поэтической или прозаической — во многом складывается благодаря прилагательным, эпитетам. Точные, образные прилагательные помогают проникнуть в мир поэзии, в мир сказки, ощутить красоту этого мира.
V.    Подведение итогов
Сформулируйте с помощью прилагательных ответ на вопрос: «Какой делают речь прилагательные?»
Домашнее задание
1.    § Ю1.
2.    Упр. 573, 574 — описать пасмурный день.
3.    Упр. 576 — подготовить рассказ об имени прилагательном.
4.    Индивидуальное задание: подготовить сообщение о роли прилагательных в художественных произведениях на одном-двух примерах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar