Главная» 6 класс » Биология

План конспект по биологии 6 класс Урок 27. Обобщающий урок
02.10.2016, 12:45

Урок 27. Обобщающий урок

Задачи урока:

  • систематизировать и обобщить материал о значе­нии согласованной работы органов для поддержа­ния целостности организма;
  • проверить умения учащихся объяснять взаимосвязь всех органов и процессов в многоклеточном организ­ме, вырабатывать условный рефлекс у животных, наблюдать за поведением животных;
  • обосновывать значение взаимосвязи и взаимообус­ловленности процессов жизнедеятельности в орга­низме как основу его целостности.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся обобщают знания о регуля­ции жизнедеятельности организмов; у них продолжается формирование естественно-научной картины мира и раз­виваются представления о единстве органического мира.

Метапредметные: учащиеся демонстрируют исполь­зование составляющих исследовательской деятельности по изучению живых организмов (приводить доказатель­ства, сравнивать, выявлять взаимосвязи).

Личностные: учащиеся демонстрируют сформиро­ванные ценностно-смысловые установки по отношению к живой природе.

Основные понятия урока: регуляция процессов жизнедеятельности организмов: гуморальная, нейрогумо­ральная; поведение.

Деятельность учащихся: выполнение заданий раз­ного типа, работа с иллюстративным материалом.

Ход урока

I. Контрольная проверка знаний

  1. Размножение, рост и развитие организмов. Особен­ности роста растений и животных.
  2. Раздражимость — свойство живых организмов.
  3. Гуморальный механизм регуляции деятельности организмов.
  4. Нервная регуляция деятельности организмов. Реф­лексы.
  5. Поведение врождённое и приобретённое.
  6. Движение растений. Передвижение животных.
  7. Живой организм как целостная биологическая система.
  1. Зачёт по теме
  1. Терминологический диктант.
  2. Выполнение заданий разного типа: тестовых зада­ний с выбором ответа и заданий со свободным ответом (тестовый контроль № 3 в рабочей тетради). Заполнение таблиц, составление схем, подписи к рисункам.
  1. Подведение итогов изучения биологии в 5— 6 классах (обобщающая беседа по основным понятиям курса).

Летние задания

Выполнение летних заданий является естественным продолжением изучения биологии во время каникул. Эта работа позволяет не только применить на практике зна­ния, полученные на уроках, но и углубить их, наблюдая в природе за жизнью грибов, растений и животных в раз­ных экологических условиях, выясняя их приспособ­ленность к различным средам обитания, проводя с ними несложные опыты. Летние задания помогают школьни­кам научиться видеть окружающий их мир живой при­роды, изменения, которые в нём происходят, в том числе и в результате деятельности человека. Опыт показывает, что летние задания позволяют выявить учащихся, про­являющих интерес к изучению биологии.

Летние задания для учащихся 5—6 классов должны быть разнообразными, но не очень трудоёмкими. Следует помнить, что учащиеся находятся на каникулах и зада­ние должно быть для них интересным. Важно, чтобы каждый ученик ещё до начала каникул знал своё зада­ние, его цель, план выполнения, форму отчёта. Поэтому уже в апреле необходимо вывесить список примерных заданий для каждого класса. Каждый ученик может выбрать любое задание из списка или предложить своё с учётом собственных возможностей и интересов. Учитель фиксирует название задания и обсуждает с учеником все вопросы, связанные с его выполнением и отчётом.

Фенологические наблюдения являются наиболее рас­пространённым видом летних заданий. Если такие наблю­дения проводились в период обучения (осень — зима — весна), то ученик может продолжить их и в летний период. Таким образом, он проследит весь цикл сезонных изменений в природе. Если фенологические наблюдения не велись, то летние каникулы — удачное время для их начала. Ученик выбирает объекты для наблюдения и регулярно записывает наблюдаемые изменения (нача­ло и окончание цветения, завязь плодов, их созревание, изменение окраски листьев и т. д.). Наряду с фенологиче­скими, необходимо вести наблюдения и за погодой, ука­зывая температуру (днём и ночью), облачность, наличие осадков и др. Ежедневно вести наблюдения и записы­вать их результаты для школьников сложно. Достаточно делать это один раз в неделю.

В 5 классе учащиеся уже познакомились с многообра­зием организмов, поэтому им можно предложить задания на изучение их видового состава, например:

  1. Выясните, какие грибы растут в вашей местности. Какие из них съедобные, а какие ядовитые? Когда они появились в этом году? Какова их численность (встреча­ются часто, редко, очень редко)? Сделайте фотографии.
  2. Выясните, какие растения (травянистые, деревья, кустарники) используются для озеленения вашего насе­лённого пункта. Какие из них и в какой период жизни наиболее декоративны? Сделайте их фотографии.
  3. Проведите наблюдения за временем раскрытия и закрытия цветков или соцветий некоторых дикорасту­щих и садовых цветковых растений.
  4. Установите, с чем связаны наблюдаемые явления в жизни растений.
  5. Выясните, какие животные (насекомые, рыбы, зем­новодные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) встречаются в вашей местности. Какие из них наиболее многочисленные? Отметьте особенности их жизни. Сде­лайте их фотографии.

В 6 классе можно предложить провести опыты, свя­занные с жизнедеятельностью растений (влияние условий произрастания, внесения удобрений и др.) и животных (развитие личинок комаров, лягушек, птенцов и др.).

Если учащиеся в летние каникулы будут отдыхать в другом регионе страны или за рубежом, то они могут представить отчёт с фотографиями флоры и фауны дан­ного региона. В отчёте следует отразить географическое положение описываемого региона, особенности его кли­мата, экологическую обстановку.

С примерами летних заданий, их описанием учитель может также познакомиться на сайтах в Интернете.

  1. Письменные отчёты о выполнении заданий и мате­риалы сдаются учителю в начале нового учебного года. Оценки за выполнение летних заданий вносятся в жур­нал. Лучшие отчёты можно заслушать на конференции и оформить фотовыставку по результатам работы учащихся.
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar