Главная» 6 класс » Литература

План конспект по литературе 6 класс Урок 11 Тема: «Зимнее утро», «Зимняя дорога». Радостное восприятие окружающей природы.
08.10.2016, 23:48

Тема: «Зимнее утро», «Зимняя дорога». Радостное восприятие окружающей природы.

Цель: рассказать о Пушкине-художнике, способном видеть красоту окружающей природы.

Оборудование: фонохрестоматия 6 класс, компьютер, репродукция картины с изображением русской зимы.

Ход урока.

      I. Проверка домашнего задания
      Прослушиваем выразительное чтение наизусть стихотворений «Узник» и «И. И. Пущину».
      Выборочная проверка выписанных стихотворений (хорей, ямб). Работу одного из учеников проверим, вычерчивая на доске схемы выбранных им стихотворений.
      II. «Зимнее утро». Прослушивание стихотворения.
      Зададим вопросы, которые помогут ученикам озвучить первое впечатление от прочитанного стихотворения.
      Анализ стихотворения проводим по вопросам, данным в учебнике (с. 57). В ходе беседы задаем дополнительные вопросы.
      — Определите, каким размером написано стихотворение «Зимнее утро».
      Первая строфа стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» передает чувство радости, восхищения картиной искрящегося солнечными искрами снега, восхищения красотой молодой женщины.
      — Кто такая Аврора?
      — Как называли богиню утренней зари древние греки? Вспомните строки из «Одиссеи», в которых говорится о наступлении утра.
      — Как вы думаете, почему поэт обращается к образу античной мифологии?
      — Какой прием использует поэт в первой строке стихотворения?
      Мороз — холод, солнце — тепло, свет. Стихотворение начинается антитезой.
      — Какое еще противопоставление есть в первой строфе?
      Богиня зари — простая женщина.
      После разбора каждой строфы читаем ее выразительно.
      — Сравните картины, нарисованные во второй строфе и в других строфах.
      Пушкин противопоставляет «вечор» и «нынче», «вьюга злилась» и «мороз и солнце», «мутное небо» и «голубые небеса», «мгла носилась» и «блестя на солнце, снег лежит». Использование антитезы придает этому стихотворению особую выразительность. Во второй строфе поэт использует антитезу для того, чтобы, вспоминая о вчерашней вьюге, подчеркнуть радость и торжество солнечного утра. В 3-й строфе мы вспоминаем о том, что такое сравнение, и даем пропедевтическое понятие о метафоре.
      Сравнение: «луна, как бледное пятно...»
      Поэт сравнивает снег с великолепными коврами, потому что хочет кратко и выразительно сказать, что снег покрывает землю, как будто ровное полотно, и сверкает под солнцем искрами, как сказочный ковер. В этом сравнении выражено чувство восхищения красотой природы.
      — Найдите эпитеты в предпоследней строфе. Какое настроение они создают?
      — Как вы понимаете слова: «Вся комната янтарным блеском / Озарена»?
      Обратим внимание на то, с какой интонацией читается эта строфа. Распространенная ошибка: «Озарена веселым треском».
      — Было ли у вас такое чувство: на улице мороз, а дома тепло, хорошо; не хочется двигаться с места и в то же время солнце манит на улицу?
      — Какой прием, известный вам по стихотворению «И. И. Пущину», использует поэт в первой и последней строфах?
      Этот прием — обращение: «красавица», «друг милый».
      — Найдите глаголы в последней строфе, определите их форму. Передают ли эти глаголы ощущение движения, прорыва?
      — Если бы надо было передать последнюю строфу прозой, как бы вы «перевели» глаголы?
      «Предадимся бегу» — давай поедем, «навестим» — давай навестим.
      Сделаем вывод, что поэт использует пожелание, побуждение к действию. Можно проследить, как отличается это дружеское пожелание от торжественного пожелания в послании И. И. Пущину.
      — Почему при чтении стихотворения у вас возникает чувство радости?
      При чтении возникает чувство радости, потому что поэт сумел передать красоту родной природы, свое желание не просто созерцать эту красоту, а в энергичном движении слиться с природой. Пушкин пишет о движении. Он словно призывает не только красавицу, но и самого читателя к действию: «пора», «проснись», «открой» глаза, «предадимся бегу», «навестим» поля, леса и берег. Поэт открывает нам, что простыми словами можно передать и радость, и красоту природы, и движение, и нежность, и восхищение одновременно.
      В заключение попросим одного или двух учеников прочитать это стихотворение выразительно, обращая внимание на интонации стихотворения.
       Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Зимнее утро».
      Принести на урок книгу с циклом повестей Пушкина, которые носят название «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 08.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar