Главная» 6 класс » Литература

План конспект по литературе 6 класс Урок 13 Тема: О создании романа «Дубровский». Изображение русского барства.
08.10.2016, 23:50

Тема: О создании романа «Дубровский». Изображение русского барства.

Цель: начать работу над романом, познакомить учащихся с его композицией.

Оборудование: компьютер, фонохрестоматия 6 класс, презентация слайд-фильма (часть 1)

Ход урока.

      I. О создании романа «Дубровский» Слайд 1-6
      Слово учителя
      В 1826 году, в сентябре, Пушкин был вызван царем Николаем II в Москву. После беседы с поэтом царь заявил, что разговаривал с «умнейшим человеком России». Пушкину разрешено было жить в Москве и даже работать в архивах. В начале тридцатых годов поэт начинает писать прозаические произведения. Над романом «Дубровский» Пушкин работает с октября 1832 года по февраль 1833 года. При жизни создателя этот роман не был напечатан: Пушкин считал его незаконченным.
      В основу романа легло сообщение Нащокина А. С. Пушкину «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский... который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить...» (П. И. Бартенев). О подобных делах Пушкин слышал и раньше. Эти факты были творчески осмыслены А. С. Пушкиным в романе «Дубровский».
      II. Введение в историко-культурный контекст времени
      Беседа
      С помощью вопросов активизируем уже имеющиеся знания детей об этой эпохе. Прочитаем первую строку романа.
      — Когда происходит действие романа?
      Учителю важно будет обозначить, что действие происходит в первой половине XIX века.
      — Каким было общество тех времен?
      Самодержавие, крепостное право. Царь; сословия: дворяне, чиновники, крестьяне — крепостные и вольные. (Общие представления.)
      — Какое произведение о крепостном праве мы изучали в 5 классе?
      Вспомним «Муму» И. С. Тургенева.
      — Каким было отношение барыни к своим крепостным? Какими были отношения между крепостными? Вспомните, как вели себя приживалки старой барыни.
      — Вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». К какому сословию принадлежали Жилин и Костылин?
      Обратим внимание детей, что оба офицера были дворянами, но Костылин был богат, а Жилин беден. Дворянство было неоднородным. Дворянин владел имением, которое состояло из земли и крепостных крестьян. Некоторые дворяне владели обширными землями (поместьями) и большим количеством крестьян, владения других были небольшими.
      Дворяне могли выходить замуж и жениться только на людях из своего сословия. Большинство дворян считали крепостное право нормальным и распоряжались своим имуществом, как считали нужным (вспомним самодурство барыни в «Муму»). Людей, не принадлежавших к дворянским фамилиям, они не считали достойными внимания и уважения. Дворяне жили в основном в своих поместьях, занимались хозяйством и ездили друг к другу в гости. Крестьяне называли своего хозяина словом «барин», хозяйку — барыней, детей — барчуками и барчатами.

      III. Глава I. Изображение русского барства. Прослушивание 1 главы. (19 мин, 10 сек)

       Домашнее задание
      Прочитать главы I, II (с. 64—76, ч. 1 учебника). Ответить на вопросы к этим главам (с. 146).

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 08.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar