Главная» 6 класс » Литература

План конспект по литературе 6 класс Урок 20 Тема: «Три пальмы». Тема природы и человека. Аллитерация. Баллада. Трехсложные размеры стиха.
08.10.2016, 23:55

Тема: «Три пальмы». Тема природы и человека. Аллитерация. Баллада. Трехсложные размеры стиха.

Цель: помочь почувствовать настроение лермонтовского стихотворения, дать понятие аллитерация, баллада, познакомить с трехсложными размерами стиха.

Ход урока.

      I. Проверка домашнего задания
      Слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений и рассказы о чувствах и мыслях, которые пробуждают у учеников эти стихи.
      II. Отношение поэта к природе. «Три пальмы». Тема природы и человека
      Подготовленный ученик или учитель читает стихотворение «Три пальмы». Дадим время ученикам, чтобы пережить и осмыслить впечатление, производимое стихотворением. Затем беседуем, опираясь на вопросы и задания учебника (с. 162—163, ч. 1).
      Разделим стихотворение на части и представим картины, описанные поэтом.
      1. Пальмы.
      2. Караван.
      3. Пепел.
      Обратим внимание на эпитеты. Они помогают точнее изображать картины природы и описывать чувства.
      — Какую роль играет в стихотворении олицетворение?
      — О чем мечтали пальмы до прихода каравана? Олицетворение показывает, что речь в стихотворении идет не просто о пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Пальмы хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой.
      — Как отнеслись пальмы к гостям?
      — Как поступили люди с пальмами?
      * Аллитерация (звукопись) — повторение однородных согласных звуков.
      Поэты пользуются аллитерацией для того, чтобы выделить наиболее значимые слова. С помощью звукописи читатель сможет полнее представить себе картину события, сможет понять те чувства, которые хотел передать автор.
      — Читая строки стихотворения, попытаемся вместе найти примеры аллитерации.
      Картина гибели оазиса проникнута горьким чувством неблагодарности и возмущения тем, что люди каравана заботятся только о себе, что эти люди не подумали о том, что оазис может дать воду и прохладу еще и другим людям.
      Словосочетание «питомцы столетий» означает, что пальмы росли несколько веков. Пальмы предстают перед нами как люди благодаря сравнению листьев с одеждой, стволов с телами, которые изрубили и жгли до утра.
      — Сравните первую и последнюю строфы.
      Начало и конец стихотворения скреплены антитезой. Поэт противопоставляет красоту оазиса до прихода каравана тому разорению, которое оставили после своего ухода люди. М. Ю. Лермонтов использует антитезу, чтобы мы острее почувствовали печаль от разорения прекрасного уголка Земли.
      Главная мысль произведения состоит в том, что поэт предупреждает нас: нельзя пользоваться тем, что копилось в природе столетиями, думая только о своем собственном, сегодняшнем благополучии. Человек всегда должен думать о тех, кто придет после него, и нужно беречь природные богатства.
      — Что такое сюжет?
      — Есть ли сюжет в стихотворении «Три пальмы»? Перескажите его кратко.
      — В каком из стихотворений, которые мы читали в 5 классе, есть сюжет?
      Вспомним стихотворение В. А. Жуковского «Кубок». Оно написано в жанре баллады.
      * Баллáда — стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.
      — Что лежит в основе сюжета стихотворения «Три пальмы»? Почему М. Ю. Лермонтов дает стихотворению подзаголовок «Восточное сказание»?
      — К какому жанру мы отнесем это стихотворение?
      В заключение попросим учеников еще раз прочитать выразительно балладу «Три пальмы»: каждый читает по строфе. При этом надо стремиться к тому, чтобы между строфами не было ненужных пауз, чтобы сохранялись интонации и темп чтения: такая работа учит детей концентрировать внимание и своевременно выполнять нужные задания.

      III. Трехсложные размеры стиха
      В учебнике эта тема дается после изучения стихотворений А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова. Мы считаем необходимым перенести изучение темы трехсложных стихотворных размеров: это позволит сократить разрыв между двумя родственными темами (двусложные размеры стиха изучаются в ходе работы над лирикой А. С. Пушкина) и получить возможность тренировать поэтический слух на стихотворениях М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева.
      — Что такое хорей, ямб? Приведите примеры.
      Вопрос с подвохом:
      — «В песчаных степях аравийской земли...» Каким размером написана эта строка: ямбом или хореем?
      — Составьте схему стопы этого стихотворения.
      Стопа в этом стихотворении состоит из трех слогов. Сделаем вывод: существуют не только двусложные, но и трехсложные размеры стиха (воспользуемся статьей учебника «Трехсложные размеры стиха», с. 242—244). Подсказка для учеников: чтобы определить, какой стихотворный размер перед нами — двусложный или трехсложный, надо пропеть строку в ритме вальса. Если поется, значит, трехсложный размер стиха.
      Построим схемы размеров знакомых нам стихотворений М. Ю. Лермонтова.

Тучки небесные, вечные странники!

      Дáктиль (—́ — —)

В песчаных степях аравийской земли...
      
      Амфибрáхий (— —́ —)

 

      Определим размеры других стихотворений Лермонтова, приведенных в учебнике.

        «Утес» — хорей.

«Листок» — амфибрахий.

 

      — Если есть три слога, то возможны три варианта размеров.
      Трехсложный размер с ударением на первом слоге — дáктиль.
      Трехсложный размер с ударением на втором слоге — амфибрáхий.
      Существует трехсложный размер с ударением на третьем слоге — анáпест.

Анапест (— — —́)

 

      В качестве примера анапеста можно привести строки из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Соседка»:

Не дождаться мне, видно, свободы,
А тюремные дни будто годы;
И окно высоко над землей,
И у двери стоит часовой!

 

      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «Листок», «Три пальмы» (по выбору ученика).
      Нарисовать рисунки к стихотворениям М. Ю. Лермонтова (по выбору ученика).
      Принести сборник произведений М. Ю. Лермонтова, включающий «Казачью колыбельную песню» и поэму «Беглец».

      Индивидуальное задание
      Подготовить выразительное чтение стихотворений «Казачья колыбельная песня», «Дары Терека» и поэмы «Беглец».

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 08.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar