Главная» 6 класс » Литература

План конспект по литературе 6 класс Урок 21 Тема: Лермонтов на Кубани. «Казачья колыбельная песня».
08.10.2016, 23:55

Тема: Лермонтов на Кубани. «Казачья колыбельная песня».

Цель: познакомить учащихся с поездками Лермонтова по Кубани и Северному Кавказу,
открыть неизвестные страницы жизни великого поэта России.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация «Лермонтов на Кубани».

Ход урока.

      I. Восстановление деформированного текста. Слайд 3
      Задача — восстановить деформированный текст максимально близко к авторскому варианту. Цель работы — закрепить умение определять размер стиха; развивать чувство ритма и стиля у учащихся. Попутно вспоминаем, что такое эпитет, рифма.
      Выводим на экран деформированный текст. В данном случае возьмем стихотворение М. Ю. Лермонтова «Из Гёте»:

.......... вершины
Спят во тьме ..........;
.......... долины
Полны .......... мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.

 

      Алгоритм работы:
      1) определить размер стиха;
      2) определить количество слогов в пропущенных словах, нарисовать их черточками;
      3) определить, на какой слог падает ударение, обозначить его;
      4) предположить, к какой части речи может принадлежать пропущенное слово;
      5) подобрать подходящее слово.
      Можно предложить детям слова для справок (м. р., им. п.): свежий, ночной, горный, тихий.
      После того как соответствующие слова подобраны, читаем стихотворение целиком.

      II. Кавказ в произведениях Лермонтова. Слайды 4-12.
      Слово учителя
      С детства М. Ю. Лермонтов полюбил Кавказ. Бабушка возила будущего поэта на Кавказ на лечение, и мальчик полюбил эти удивительные горы. Он писал:

      «Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах Творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!..»

      В 1837 году А. С. Пушкин был тяжело ранен на дуэли и через несколько дней скончался. Вскоре распространилось стихотворение, в котором возмущенный голос называл истинных виновников травли и гибели поэта: царя и его приближенных. Автором этого стихотворения был М. Ю. Лермонтов. Он был сослан на Кавказ.
      Кавказ в то время был самым опасным местом в Российской империи. В начале XIX в. по настойчивым просьбам грузинского царя Георгия XII Грузия была присоединена к России. Затем в ходе русско-иранской и русско-турецкой войн к России был присоединен Азербайджан, а затем и Армения. Таким образом, все Закавказье оказалось под властью русского царя. Но на самом Кавказе жили горцы, которые препятствовали свободному движению по дорогам, грабили и разбойничали.
      В 1817 году царское правительство начало Кавказскую войну, которая продолжалась до 1864 года, то затихая на время, то возобновляясь с новой силой. В результате Кавказ был присоединен к России. В начале войны на границе были построены крепости Грозная, Внезапная, Прочный Окоп и другие, в них стояли войска. По всей границе были поселены казаки. Они жили с семьями в станицах, возделывали землю и принимали участие в воинских операциях. По другую сторону границы жили черкесы (так называли чеченцев и ингушей). Они боролись против власти русского царя, нападая на отряды, крепости и станицы. Кавказская война была очень жестокой.
      М. Ю. Лермонтов участвовал в нескольких сражениях и считался очень храбрым офицером. Об одном из сражений он рассказал в стихотворении «Я к вам пишу случайно; право...» («Валерик»).
      47 лет длилась Кавказская война. Несколько поколений успели вырасти в напряженной атмосфере постоянной войны и опасности.
      «Казачья колыбельная песня» написана Лермонтовым под впечатлением песни казачки, которую поэт слышал в станице Червленой на Тереке.

      Подготовленный ученик читает «Казачью колыбельную песню». Класс следит за чтением стихотворения по книгам.

      Беседа
      — Какими словами описывает автор место, где живут казаки?
      — О чем мечтает казачка у колыбели сына?
      — Какой вы представляете мать-казачку?
      — Каким вы представляете казака — отца ребенка?
      Важно, чтобы дети почувствовали противоестественность того, что маленькому ребенку в колыбельной песне поют о войне. Ребенок — это радость, счастье, семейные заботы, детские забавы и игры. Война — это страх, смерть и слезы. Мать любит своего ребенка, и это еще ярче подчеркивает противоестественность войны.
      Горцы в той войне воевали за свою свободу. (Тем не менее будем помнить, что вооружение им поставляли Англия и Франция.) Горцы были храбры и отважны.
      Поэма М. Ю. Лермонтова «Беглец» рассказывает о судьбе труса, бежавшего с поля боя.

      Учитель или подготовленный ученик читает поэму «Беглец» (можно отрывки). Беседуем о содержании поэмы по вопросам.
      — Какие чувства испытывает Гарун, бежавший с поля брани?
      — В чей дом спешит он войти? Как относится к нему друг?
      — Почему Гарун побоялся войти в дом любимой девушки?
      — Кто сильнее всего высказал презрение к трусу?
      — Что стало с душой Гаруна?
      — Что общего в «Казачьей колыбельной песне» и в поэме «Беглец»?

      М. Ю. Лермонтов много стихотворений посвятил природе Кавказа. Она стала для него символом свободы и устремленности к высшему: «Воздух там чист, как молитва ребенка, / И люди, как вольные птицы, живут беззаботно...»
      Ученик читает стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дары Терека».
      Мы вспоминаем Кавказ, воспетый поэтом, как место, где душа, вдохновленная красотой природы, устремляется вверх.

       Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений Лермонтова о Кавказе.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 08.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar