Главная» 6 класс » Литература

План конспект по литературе 6 класс Урок 28 Тема: А. А. Фет: страницы биографии. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Гармоничность и музык
08.10.2016, 23:58

Тема: А. А. Фет: страницы биографии. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Гармоничность и музыкальность поэтической речи.

Цель: показать разнообразие родной природы в лирике А.А. Фета.

Ход урока.

      I. Проверка домашнего задания
      Слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений Ф. И. Тютчева

      II. А. А. Фет: страницы биографии
      — Догадайтесь, о каком стихотворении я вам сейчас расскажу — мы его изучали в 5 классе. Поздняя весна, на деревьях уже распустились листья. Рассказчик сидит перед окном дома, вокруг которого растет сад, и видит, как в песке купается воробей, в окно светит солнце. Но над дальним лесом уже идет дождь, и туча приближается к саду...
      «Весенний дождь» («Еще светло перед окном...»)
      — Вспомните, из какого стихотворения словосочетания, которые я вам сейчас назову: одинокий бег, небес высоких, полная луна, белая равнина, чудная картина.
      — Продолжите читать стихотворение: «Задрожали листы, облетая, / Тучи неба закрыли красу...»
      — Кто автор этих стихотворений? Что вы о нем знаете?
      Можно вспомнить, опираясь на биографическую статью учебника 5 класса, что А. А. Фет учился на словесном отделении Московского университета, но поступил на военную службу, которой отдал 13 лет жизни. В 38 лет Фет купил имение в Мценском уезде Орловской губернии и стал помещиком. Он сумел быть одновременно рачительным хозяином и лирическим поэтом. Последние сборники его стихотворений выходили ежегодно и назывались «Вечерние огни». Прожил А. А. Фет 72 года.
      — Откроем учебник (с. 207, ч. 1), прочитаем рассказ о поэте. Статья учебника состоит из двух частей: биографической и литературоведческой (начиная с 3-го абзаца, с. 208: «Одаренность Фета исключительна...»). На первом уроке уместно прочитать биографическую часть статьи. В ней упоминается много имен, часть которых дети уже слышали, другая часть им неизвестна. На именах стоит остановиться подробнее, чтобы дети начали формировать у себя представление о культурном контексте эпохи.
      Аполлон Григорьев — поэт.
      Яков Полонский — поэт-лирик (его стихотворения «По горам две хмурых тучи...» и «Посмотри — какая мгла...» включены в учебник для 6 класса, можно найти их по оглавлению).
      Сергей Соловьев — историк, один из основоположников научного изучения истории.
      Николай Васильевич Гоголь — писатель (в 5 классе дети читали его «Заколдованное место»).
      Иван Сергеевич Тургенев — писатель (в 5 классе читали рассказ «Муму», в 6 — «Бежин луг»).
      Николай Алексеевич Некрасов — поэт (в 5 классе читали «На Волге», отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос», «Крестьянские дети»; в 6 классе произведения Некрасова начнем изучать сразу после изучения творчества А. А. Фета).
      Дмитрий Васильевич Григорович — писатель, выступавший против крепостного права (детям может быть известна его повесть «Гуттаперчевый мальчик»).
      Лев Николаевич Толстой — писатель (в 5 классе читали его рассказ «Кавказский пленник»).
      Запомним названия издававшихся в России литературных журналов: «Отечественные записки», «Москвитянин», «Современник».
      Мы видим, что А. А. Фет общался с лучшими, самыми образованными людьми своего времени. Можно рассказать ученикам, что с И. С. Тургеневым и Л. Н. Толстым А. А. Фет сохранял дружбу многие годы.
      Составление простого плана
      План можно коллективно составить по биографической части статьи учебника: на него дети будут опираться дома при подготовке рассказа о жизненном пути А. А. Фета.
      III. «Ель рукавом мне тропинку завесила...»: жизнеутверждающее начало в стихотворении. Гармоничность и музыкальность поэтической речи
      После того как учитель или подготовленный ученик прочитает это стихотворение А. А. Фета, спросим, какие чувства вызвало это стихотворение у школьников. Обратим внимание детей на разную длину строк: как это связано с чувствами, которые передает нам поэт?
      Анализ текста
      Прочитаем стихотворение внимательно — по строфам.
      Читаем 1-ю строфу.
      В осеннем лесу у одинокого человека возникло смешанное чувство грусти и веселья, может быть, ожидание изменений в природе и в душе. Свое состояние герой ощущает словно бы навеянным каким-то особым колдовством. Строка «Ель рукавом мне тропинку завесила...» вызывает в сознании образ колдуньи, которая словно не хочет выпустить путника из леса, манит его вглубь, закрывает от его взора лесные тропинки. Эта строка представляет систему метафор: ель — женщина-колдунья, ветка — рукав ее платья. Так одной строчкой Фет создает атмосферу таинственности, сказочности.
      Путник словно бы не осознает себя; главное его ощущение — ветер, который заполняет собой все окружающее пространство, слово ветер недаром выделено дважды в отдельные предложения.
      — Прочитайте 2—4 строчки: какой гласный звук повторяется в них чаще других? Каким он является: ударным или безударным? Какое чувство вызывает повторение этого звука?

Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
Я ничего не пойму.

 

      Читаем 2-ю строфу.
      — С какого слова-предложения начинается эта строфа? Как вы думаете, почему?
      — Какие согласные звуки в 3—6 строках передают шум ветра?
      — Как проявляет себя звук [у] во 2-й строфе?
      — Как вы понимаете значение глагола гудет? Каким является это слово: общеупотребительным или диалектным? Как, по-вашему, отличается смысл глагола гудет от смысла глагола гудит?
      — На какие части делится вторая строфа? Какое слово ее разделяет? К какой части речи оно принадлежит?
      Чу — междометие, которое означает призыв обратить внимание на какие-то звуки, его можно заменить словом слышишь. Междометие носит просторечный характер.
      — Что означает в осеннюю пору звук рога в лесу?
      Статья учебника (с. 209, ч. 1) говорит: «Но неожиданно до слуха доносится звук „тонко взывающего рога“. На самом деле с помощью рога посылали сигналы друг другу охотники. Осенью открывался охотничий сезон, помещики съезжались вместе и с собаками охотились на различного зверя, причем часто охота длилась много дней и уходила довольно далеко от жилья. На охоте человек двигается, чувствует азарт и всеобщее движение, и переживание одиночества развеивается при воспоминании об охоте, от мысли о близком присутствии человека».
      С помощью звукописи Фет передает нам, как сквозь шум ветра и шуршание листьев («неожиданно слышится») доносится иной звук: «тонко взывающий рог» (в этой строке «работают» и ударные гласные, и сочетание согласных [вз]). Звук рога словно бы прорезает ветер, разрушает околдовывающее влияние стихии.
      — Как вы понимаете значение слова взывающий? Часто ли оно употребляется в современной речи? Постарайтесь подобрать к нему синонимы.
      Можно предложить на выбор несколько слов: зовущий, зазывающий, ведущий, вызывающий, приглашающий...
      — Как меняется настроение во второй части строфы?
      Читаем 3-ю строфу.
      «Сладостен зов мне глашатая медного!»
      — К какой части речи относится слово сладостен?
      Сладостен — краткое прилагательное мужского рода единственного числа именительного падежа; полная форма — сладостный.
      — В чем, по-вашему, отличие значений прилагательных сладкий и сладостный?
      Сладкий — имеющий вкус, свойственный сахару или меду.
      Сладостный — приятный, доставляющий удовольствие.
      — Найдите в предыдущей строке слово, однокоренное существительному зов. Подберите еще несколько однокоренных слов. Какие гласные чередуются в этом корне? Какие согласные остаются неизменными?
      — Какой предмет автор называет глашатаем медным и почему?
      — Выделите корень в существительном глашатай и подберите однокоренные слова.
      — Какое противопоставление присутствует в первой и второй строках последней строфы?
      Зов «глашатая медного» — символ жизни, присутствия человека — противопоставлен символу угасания природы — «мертвым листам».
      — Какие слова в стихотворении кажутся вам высокими и обычно не употребляются в устной речи? Как появление слов высокого стиля связано с изменением настроения в стихотворении?
      Взывающий, сладостен, глашатай.
      — К кому или к чему обращается герой в двух последних строках? Можем ли мы сказать, что автор мысленно ведет диалог?
      — Что означает выражение странник бедный? В каком значении употреблено прилагательное бедный: «имеющий мало денег» или «несчастный, одинокий»?
      Обучение выразительному чтению
      — Каким размером написано это стихотворение?
      — Что общего у амфибрахия в стихотворении Ф. И. Тютчева «Листья» и у дактиля в стихотворении А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...»?
      Хорошо, если дети смогут уловить ритм вальса и подтвердят свое ощущение строчкой «Листья кружатся у ног».
      Можно еще раз обратить внимание на длину строк и сравнить их с неравномерными порывами ветра, чтобы создать у детей осязательный образ.
      — Вспомним еще раз: когда наступает перелом в настроении?
      — Определите способ рифмовки в этом стихотворении. Повторно читаем стихотворение А. А. Фета необходимое количество раз, стремясь передать выработанное в процессе беседы понимание текста.
       Домашнее задание
      Опираясь на статью учебника и составленный по ней план, подготовить рассказ о жизненном пути А. А. Фета.
      Подготовить выразительное чтение (наизусть — по усмотрению учителя) стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...».
      Индивидуальное задание
      Подготовить выразительное чтение стихотворения А. А. Фета «Морская даль во мгле туманной...» (текст дан на форзаце учебника).

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 08.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar