Главная» 6 класс » Литература

План конспект по литературе 6 класс Урок 2 Тема: Обряды и обрядовый фольклор. Произведения календарно-обрядового цикла: колядки, веснянки, м
08.10.2016, 23:37

Тема: Обряды и обрядовый фольклор. Произведения календарно-обрядового цикла: колядки, веснянки, масленичные, летние песни, осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Цель: познакомить учащихся с обрядовым фольклором, работать над выразительным чтением песен, обогащать лексикон учащихся.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, презентация, фонохрестоматия 6 класс, компьютер.

Ход урока.

      I. Обряды и обрядовый фольклор.
      Слово учителя
      В древности люди верили в то, что каждое событие, которое происходит с человеком, совершается по воле богов (или одного Бога). Люди считали, что если богов о чем-то хорошо попросить, принести им жертвы, умилостивить их, то они будут благосклонны к людям. Каждое событие в своей жизни люди сопровождали совершением определенных традицией действий и считали, что с помощью этих действий они смогут привлечь богов, судьбу и силы природы на свою сторону. Такие действия назывались обрядами.
      Слайд 1. Обряд — совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.
       Обрядовый фольклор — это песни, танцы, различные действия, которые исполнялись во время обрядов.
      — Зачем люди исполняли различные обряды?
      Люди хотели счастья для себя и своих детей, верили, что обрядовые действия принесут им счастье и благополучие.
      Обряды были не только в жизни наших предков, обряды есть и в нашей с вами жизни. В старину же каждое важное событие в жизни человека сопровождал обряд. Первое важное событие — человек рождается.
      — Какие обряды сопровождают рождение ребенка сейчас?
      — Какие обряды сопровождают создание семьи?
      Через рождение и смерть человек проходит один раз в жизни. Но есть события, которые повторялись в жизни крестьянина каждый год. Эти события связаны с чередованием времен года, с различными хозяйственными работами.
       Календарно-обрядовый фольклор — фольклор обрядов календарного цикла.
      Привлекая личный опыт школьников, поможем им ответить на вопрос:
      — Какие обряды календарного цикла вы знаете? Слайд 2-10
      II. Произведения календарно-обрядового цикла: колядки, веснянки, масленичные, летние песни, осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
      Читаем статьи учебника и данные в нем тексты народных песен (с. 6—10, ч. 1). Прозаический текст могут читать ученики, текст песен слушаем из фонохрестоматии 6 кл. Если дети знают сами какие-нибудь календарно-обрядовые песни, попросим исполнить их.
      Параллельно чтению проводится работа со словами, данными в сносках, и другими непонятными для школьников словами.
      Выпишем в тетрадь названия календарно-обрядовых песен.

* Колядки, щедровки.
Масленичные песни.

 

      Возможно, дополнительно потребуется объяснение, что такое Великий пост и какую пищу можно и нельзя принимать во время Великого поста.

* Весенние песни: веснянки, заклички.
Летние песни (троицкие, хороводные).
        Осенние песни (жальные).

 

 

      III. Эстетическое значение обрядового фольклора. Слайд 11-12.
      Подводя итоги, отвечаем на 8-й вопрос учебника (с. 11): писателей, композиторов и художников народная обрядовая поэзия интересовала потому, что в ней наиболее сильно выразилась связь с природой, историей и душой русского народа.
      IV. Литературное краеведение
      Выступают дети, которые готовили индивидуальное домашнее задание; ученики рассказывают, как в их семьях отмечают календарные праздники.

        Домашнее задание
      Подготовить ответы на вопросы и задания 1—8 учебника (с. 10—11).
      Подготовить материал об обрядах и народной культуре своего края.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 08.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar