Главная» 6 класс » Литература

План конспект по литературе 6 класс Урок 30 Тема: Страницы жизни Н. А. Некрасова. «Железная дорога». Значение эпиграфа. Роль пейзажа.
08.10.2016, 23:59

Тема: Страницы жизни Н. А. Некрасова. «Железная дорога». Значение эпиграфа. Роль пейзажа.

Цель: познакомить учащихся с теми событиями и жизненными впечатлениями детства и юности Некрасова, которые повлияли на творчество поэта; познакомить со стихотворением «Железная дорога».

Ход урока.

      I. Восстановление деформированного текста
      Текст для работы (ямб):

Над виноградными холмами
Плывут .......... облака.
Внизу .......... волнами
Шумит померкшая ...........

 

      Оригинальный текст:

Над виноградными холмами
Плывут златые облака.
Внизу зелеными волнами
Шумит померкшая река.

(Ф. И. Тютчев. «Над виноградными холмами...»)

 

      II. Страницы жизни Н. А. Некрасова
            Из биографии поэта ученикам известно, что Н. А. Некрасов рос на Волге, среди живописной природы. С детства запали в душу ребенка картины подневольного труда и жизни крепостных, тяжкая работа бурлаков. Летом 1838 года Некрасов переехал в Петербург. После долгих лет жизни бедняка он стал известным поэтом, выпускал журналы и вошел в сознание русских людей как заступник и певец народа.
      С помощью вопросов активизируем знания о поэте, полученные в прошлом году. Попросим назвать стихотворения Н. А. Некрасова, которые знакомы детям. Хорошо, если подготовленные ученики прочитают наизусть отрывки из его стихотворения «На Волге» и из поэмы «Мороз, Красный нос», которые дети учили в прошлом году. Эти произведения по тематике созвучны стихотворению «Железная дорога», которое школьникам предстоит изучать в 6 классе. Вспомним, что в начале стихотворения «На Волге» поэт передает чувство восторга, восхищения красотой реки, радость жизни. После встречи с бурлаками, один из которых считает, что лучше умереть, чем выздороветь и жить, мальчик (герой стихотворения) начинает по-другому относиться к реке, он не может радоваться по-прежнему. Поэт передает чувство горечи и сожаления о судьбе бурлаков, которые предстают людьми уставшими, измученными тяжелой работой. Они не видят для себя другой доли, кроме тоскливой доли раба. Спустя много лет поэт вернулся в родные места и вновь увидел бурлаков — других, но с той же покорностью в лице, таких же сумрачных и угрюмых. Некрасов с помощью риторического вопроса призывает народ не терпеть, а искать другие пути, искать выход из тяжелого положения, в первую очередь перестать мириться с рабством.
      В то же время в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос» и в стихотворении «Крестьянские дети» уже звучала тема красивого, созидательного труда, радостной крестьянской жизни.
      Не нужно бояться потратить слишком много времени на повторение уже изученного: чем прочнее будет фундамент, тем быстрее в сознании детей найдут свое место новые знания, связываясь в целостную картину.
      Обратим внимание на эпиграф к главе учебника:

Воля и труд человека
Дивные дивы творят...

(Н. А. Некрасов)

 

      — О чем хотят сказать нам авторы учебника, выбирая в качестве эпиграфа эти слова Некрасова?
      Мы будем знакомиться с новым произведением, главное в котором — созидание с помощью воли и труда.
      Читаем статью учебника, составляем ее план. Возможна как коллективная, так и индивидуальная работа. Подводя итоги работе над статьей учебника, подчеркнем, что сильная воля и постоянный труд сделали Н. А. Некрасова, который не окончил даже курса гимназии и приехал в Петербург, не имея средств на жизнь, состоятельным человеком, одним из самых образованных и авторитетных писателей и редактором крупнейших в стране журналов.
      III. «Железная дорога». Значение эпиграфа
      Стихотворение «Железная дорога» было напечатано в 1865 году в журнале «Современник», который редактировал сам Н. А. Некрасов. В то время все журналы просматривались цензором, и если цензор считал, что какое-то опубликованное произведение не соответствует политике правительства, то изданию объявлялось предупреждение. После трех предупреждений журнал закрывали.
      Цензýра — просмотр произведений, предназначенных для печати или постановки на сцене, с целью надзора.
      Цéнзор — человек, осуществляющий цензуру.
      Одно предупреждение у «Современника» уже было. За публикацию «Железной дороги» журнал получил второе предупреждение. О чем же говорилось в стихотворении?
      Сначала обратим внимание на эпиграф.
      — Как вы понимаете эпиграф к стихотворению?
      Внешне бытовой разговор в вагоне железной дороги Н. А. Некрасов с помощью авторских ремарок превращает в разоблачение псевдонародности правящих кругов. Стихотворение опубликовано после 1861 года, то есть после освобождения крестьян от крепостной зависимости. В то время модно было изображать близость к народу, но эта близость носила только внешний характер. В эпиграфе папаша-генерал «в пальто на красной подкладке» одевает своего сына в простонародную одежду — в кучерский армячок. Этим он отдает дань моде, но, отвечая на вопрос сына, показывает свое истинное отношение к народу. Генерал говорит, что дорогу построил царский министр — «граф Петр Андреич Клейнмихель», а не народ. «Душенька» — так обращается генерал к сыну, и в этом обращении звучит что-то слащавое и ненатуральное.
      Выразительное чтение
      Стихотворение читает учитель. Важно, чтобы у детей осталось целостное впечатление от стихотворения, которое вместило в себя так много мыслей и чувств, что К. И. Чуковский считал «Железную дорогу» поэмой. Прежде чем продолжить работу, дадим детям возможность осмыслить впечатление от этого произведения.
      Учитель выполнит предварительную работу по подготовке к разучиванию учениками наизусть первой части стихотворения, отдельно прочитав эту часть выразительно.
       Домашнее задание
      Подготовить пересказ статьи учебника о Н. А. Некрасове. Подготовить выразительное чтение наизусть первой части стихотворения «Железная дорога».
      Ответить на 2-й вопрос учебника (с. 224, ч. 1).

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 08.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar