Главная» 6 класс » Литература

План конспект по литературе 6 класс Урок 34 Тема: Едкая насмешка над царскими чиновниками (ирония). Образ атамана Платова (обобщение). Образ
09.10.2016, 00:00

Тема: Едкая насмешка над царскими чиновниками (ирония). Образ атамана Платова (обобщение). Образ левши.

Цель: продолжить чтение и анализ глав сказа, раскрыть образ Платова.

Ход урока.

      I. Проверка домашнего задания
      Изображение Александра I и атамана Платова
      Ученики читают выписанные цитаты, учатся делать обобщения. Высказывая свое мнение, ученики подтверждают свои слова выборочным чтением. Подводя итоги этой работы, сделаем выводы.
      Александр Павлович:
      • «ласковость»,
      • симпатии к промышленному Западу,
      • недоверие к собственной нации.
      Атаман Платов:
      • резкость, недипломатичность,
      • противостояние западной культуре,
      • вера в русских людей.
      Рассмотрим в учебнике иллюстрацию Н. Кузьмина (с. 252, ч. 1).
      — Опишите этот рисунок. Как относится художник к тому, что изображает?
      На рисунке изображен атаман Платов, который в Кунсткамере перед императором Александром I и английскими генералами достает из шаровар ружейную отвертку и ковыряет замок пистоли. Вокруг Платова собрались три удивленных англичанина в парадных формах, а справа стоит и сладко улыбается Александр I. Художник изображает эту сцену сатирически.
      Следующий рисунок Н. Кузьмина изображает атамана Платова лежащим на «досадной укушетке» (с. 257, ч. 1).
      — Так ли вы представляете атамана Платова?
      II. Платов у Николая I. Секрет тульских мастеров
      Комментированное чтение
      Если учитель при работе со сказом «Левша» Н. С. Лескова выбрал путь комментированного чтения, то следующим этапом работы будет чтение вслух с четвертой по десятую глав сказа. Это может сделать учитель или ученики, выполнявшие индивидуальное задание.

Глава четвертая

      Читая эту главу, обратим внимание на характеристику Николая Павловича: «Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил...» Император говорит Платову: «...покажи моим тульским мастерам эту нимфозорию, и пусть они о ней подумают. Скажи им от меня, что брат мой этой вещи удивлялся и чужих людей, которые делали нимфозорию, больше всех хвалил, а я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают».

Глава пятая

      Мы видим, что Платов «виляет умом» и не вполне доверяет тульским мастерам: «...я вам верю, но только смотрите, бриллиант чтобы не подменить и аглицкой тонкой работы не испортьте, да недолго возитесь...»
      Очень показательно обращение Платова к тулякам: «— Как нам теперь быть, православные?» В Европе и в России и по сей день одна религия — христианство, но в России христианство православное, а в Европе — католическое. И те и другие считали свою веру единственно правильной и относились друг к другу настороженно.

Глава шестая

      Выделим фразу, которой повествователь характеризует туляков, взявшихся за выполнение невиданной работы: «...искусные люди, на которых теперь почивала надежда нации».

Глава седьмая

      — Куда скрылись из города три мастера? Кому они пошли поклониться?
      — На какие хитрости пускались туляки, чтобы узнать секрет мастеров?
      При чтении этой главы учителю важно показать сказочность описания работы мастеров, любовную и ласковую интонацию повествователя, рассказывающего о том, как «тонкие молоточки по звонким наковальням вытюкивают».
      — Как, по-вашему, сам автор относится к тульским мастерам?
      В этой главе взгляды автора и рассказчика совпадают.

Глава восьмая

      Учитель должен особо остановиться на этой главе: в ней позиции повествователя и автора расходятся. После прочтения главы обратим внимание учеников на последний абзац:
      «Так в тогдашнее время все требовалось очень в аккурате и в скорости, чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала».
      — Как повествователь относится к тому, что Платов ехал «очень спешно и с церемонией»?
      Повествователь одобряет это и считает проявлением заботы о пользе дела.
      — Как, по-вашему, автор относится к платовским «мерам побуждения»?
      — Чем отличается позиция автора от точки зрения повествователя? Почему?
      

Глава девятая

      — Что сделалось в «хороминке» мастеров от «безотдышной работы»?
      — Чего боялись послы, торопившие мастеров?

Глава десятая

      Эту главу предложим ученикам прочитать по ролям. События, описанные в ней, добавляют новые штрихи к характеристике Платова. Грубость, неуважение к простому человеку, недоверие к русским мастерам, которых Платов так защищал в Англии, изменяют отношение учеников к этому герою.
      — Подумайте, чем отличается это сообщение от изображения Платова в рассказе «Левша».
      III. Едкая насмешка над царскими чиновниками (ирония)
      Комментированное чтение

Глава одиннадцатая

      — Как характеризует Платова то, что он «боялся к государю на глаза показаться»?
      — Что он хотел сделать с тульским левшой, если бы царь не вспомнил про шкатулку?

Глава двенадцатая

      — Почему Платов бьет левшу?
      — Почему царедворцы отворачиваются от Платова?
      Повествователь рассказывает о событиях, не выражая своего чувства.
      — Что, по-вашему, автор хотел сказать читателям, когда писал об изменении отношения придворных к Платову?

Главы тринадцатая, четырнадцатая

      Читаем эти главы по ролям.
      — Как ведут себя придворные во время разговора левши с царем? Как изменяется их отношение к левше после того, как царь понимает тонкость работы?
      — В каком произведении мы читали сцены из придворной жизни?
      Вспомним «Ночь перед Рождеством»: Н. В. Гоголь описывает сцену при дворе с легкой насмешкой. Насмешка Н. С. Лескова уже не легкая, а довольно едкая. Скажем, что автор пишет о придворных с иронией.
      * Ирония — выражение насмешки.
      — Как ведет себя Платов по отношению к левше? Отметим, что он находит в себе силы извиниться перед простолюдином, и это смягчает наше отношение к Платову.
      — Для чего было решено отправить левшу в Лондон?
      IV. Образ атамана Платова
      Лесков изобразил генерала Платова донским казаком с «грабоватым» носом, в «лохматой бурке» и широких шароварах, который без конца курит корешковую трубку и пьет стаканами «водку-кислярку».
      Главное в характере Платова — твердая уверенность в том, что все русское — самое лучшее, что государь и русские люди должны любить Россию и верить в ее народ и не соблазняться на все иностранное. Замечателен эпизод, когда Платов отковыривает замок удивительной пистоли и показывает надпись на собачке: «Иван Москвин во граде Туле».
      Автор посмеивается над внешним видом Платова, над его привычками, над попытками отстоять русскую честь, когда он приглашает англичан приезжать в Россию и попить чай «с настоящим молво Бобринского завода», над тем, как Платов спустил в карман мелкоскоп, который «сюда же» принадлежит.
      Автор не принимает и отвергает то, как Платов обращается со своими подчиненными и с тульскими мастерами, в том числе и с левшой. В восьмой главе Н. С. Лесков описывает, как Платов ехал на Дон и обратно: спешно и «с церемонией», и в этом описании чувствуется возмущение автора. Возмущает читателей, как Платов показывает мастерам кулак, как он хватает левшу, кидает его в свою коляску. «Сиди, — говорит, — здесь до самого Петербурга вроде пубеля, ты мне за всех ответишь». Платов, который не робел ни в каком бою, вдруг предстает перед нами трусом, когда он прячет за печку шкатулочку с блохой и не верит, что тульские мастера не осрамились. Однако Платов находит в себе честность и мужество извиниться перед левшой за то, что оттаскал его за волосы.
      Прочитаем, что сообщается о Платове в Энциклопедическом словаре (6-й вопрос, с. 292, ч. 1 учебника). Ученики должны понять, что Матвей Иванович Платов и атаман Платов из лесковского сказа не одно и то же лицо.
      На самом деле Матвей Иванович Платов был графом, генералом, образованным человеком. Портрет, который нарисовал Н. С. Лесков, не соответствует реальному генералу М. И. Платову, который умер за семь лет до смерти Александра I и не мог встречаться с царем Николаем I.
      Образ, созданный Н. С. Лесковым, соответствовал представлениям народа о том, каким должен быть атаман казаков: решительный, правдивый, резкий, грубый, но преданный своему царю и Отечеству.
      VI. Образ левши. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от униженности и бесправия народа
      — Почему левша и его товарищи взялись за выполнение трудной работы?
      Левша и его товарищи говорят о том, почему они берутся выполнить эту работу: «...авось слово царское ради нас в постыждении не будет». Выполняя работу ради царя, они поддерживают этим Платова и всю Россию. Мастера хотят доказать, что русский народ не менее талантлив, чем представители других наций.
      — Каким предстал левша перед царем? Найдите его портрет в тексте тринадцатой главы.
      Портрет левши: «Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится».
      Левша держится с царем и его окружением спокойно, сознавая свое достоинство мастера.
      Левша объясняется с царем: «...я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может».
      Рассмотрим в учебнике рисунок Кукрыниксов (с. 273, ч. 1).
      — Как художники изобразили левшу и других героев? Как, по-вашему, относятся художники к изображаемому?
      — Как вел себя левша в Англии? Как англичанам удалось уговорить левшу погостить за границей? Подтвердите свой ответ словами из текста.
      Только обещание, что англичане «его в это время по разным заводам водить будут и все свое искусство покажут», помогло уговорить левшу, чтобы он остался погостить в Англии.
      — Что за границей произвело на левшу особое впечатление?
      Особое впечатление в Англии на него произвели хозяйственные порядки, «особенно насчет рабочего содержания». Левша заметил, как одеты работники, как проводят праздники, что их обучают и живут они в сытости.
      — Почему левшу интересовало, как англичане хранят старые ружья? Почему он затосковал и заторопился в Россию?
      — Чем поведение левши на корабле вызвало уважение англичан?
      — Как вы думаете, кем был английский «полшкипер», который, «на горе нашего левши, умел по-русски говорить»? О чем он спрашивал левшу? Почему пытался напоить его?
      — Как сложилась судьба левши по прибытии в Петербург?
      Обратим внимание на рисунок Кукрыниксов.
      — Можно ли согласиться с таким высказыванием: «Здесь художники уязвлены за левшу, так что чувствуется почти личная их обида»? (3-й вопрос учебника рубрики «Литература и другие виды искусства», с. 294—295.)
      — Какой была главная мысль левши перед смертью?
      Вернемся к главе восьмой и вспомним, как скакал атаман Платов в Петербург «с церемонией»: «Так в тогдашнее время все требовалось очень в аккурате и в скорости, чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала».
      — Если люди, которые руководят государством, действительно заботились о «русской полезности», могли бы они так отнестись к одному из лучших российских мастеров?
      Мы приходим к выводу, что забота о пользе государства проявлялась теми, кто руководит страной, только на словах. Без уважения к народу нет заботы о стране.
      В ходе этой беседы дети почувствуют гордость за русских мастеров, проникнутся патриотизмом левши, испытают горечь и обиду за униженный и бесправный народ.
      Во время комментированного чтения и беседы будем поощрять учеников, когда они отмечают пословицы, поговорки, необычные слова, выражения и обороты речи.
       Домашнее задание
      Прочитать произведение до конца.
      Выписать цитаты, характеризующие Николая Павловича.
 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 08.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar