Главная» 6 класс » Литература

План конспект по литературе 6 класс Урок 38 Тема: Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Особенности использования н
09.10.2016, 00:01

Тема: Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Особенности использования народной речи.

Цель: продолжить анализ рассказа Астафьева, отметить своеобразие языка.

Ход урока.

      I. Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Особенности использования народной речи.
      — В какое время и где происходят события рассказа? Вспомните приметы этого времени.
      События рассказа происходят в сибирской деревне до начала Великой Отечественной войны. Приметы этого времени — голодная жизнь, единоличное хозяйство, отсутствие автомобилей и хороших дорог, редкие поездки в город на лодке. Характерные приметы места — Енисей, увалы, тайга рядом с деревней.
      — От чьего лица ведется повествование?
      Если дети еще не читали сборник «Конь с розовой гривой», то расскажем им, что семилетнего мальчика, от имени которого ведется рассказ, зовут Митя.

      Словарная работа
      — Какие слова вам показались необычными?
      Ученики связывают этот вопрос с письменным домашним заданием и говорят, что непривычными показались диалектизмы.
      Диалéкт — местное наречие, говор.
      Диалектúзмы — слова или обороты речи из какого-нибудь диалекта, употребленные в литературном языке.
      Необычными показались слова, которые обозначают предметы или явления, характерные для того места и времени, о котором рассказывает писатель, например: увал, туесок, бадога, супротив села, заполошная, шурунет, шаньга, заимка, поскотина. Значения этих слов даны в сносках.
      Увáл — пологий холм, имеющий значительную протяженность.
      Туесóк — берестяная корзинка с тугой крышкой.
      Бадога — длинные поленья.
      Заполóшная — суетливая.
      Шáньга — булочка с творогом, ватрушка.
      Заúмка — земельный участок вдали от села, освоенный (вспаханный) его владельцем.
      Поскóтина — пастбище, выгон.
      Яр — крутой край оврага.

      Хорошо, если дети отметят не только те слова, что даны в сносках, но и другие, например: малой, старшой, потатчик, спокинул, «сбодали», «привечала»; в речи дяди Левонтия — «слободу люблю», «Ничто глаз не угнетат!».
      Автор использует диалектизмы для того, чтобы точно передать картину жизни довоенного сибирского села, чтобы погрузить читателей в атмосферу этой жизни.

      Эвристическая беседа
      Говоря о жизни села, скажем, что Астафьев противопоставляет два мира, два образа жизни: образ жизни коренных сибиряков, крестьян и хороших хозяев, и образ жизни семьи Левонтьевых, глава которой — пролетарий, работающий не на земле, а на известковом заводе, «красные жерла» печей которого полыхали «по ту сторону реки».
      Описание дома Левонтьевых автор дает концентрированно, описание же дома бабушки Катерины Петровны, семья которой воплощает в себе лучшие традиции русского крестьянства, дается постепенно на протяжении всего рассказа, поэтому дети могут не сразу уловить это противопоставление.
      — Расскажите о семье Левонтия. Чем она отличалась от других семей?
      — «Сам дядя Левонтий в теплые вечера выходил на улицу в штанах, державшихся на единственной медной пуговице с двумя орлами, и в бязевой рубахе вовсе без пуговиц». Какая деталь в этой фразе обращает на себя внимание читателя? Какое отношение к Левонтию передает автор с помощью этой детали?
      Хорошо, если ученики услышат в этой фразе авторскую иронию. Можно будет развить эту тему и спросить, какое чувство передает нам автор, называя детей Левонтия «левонтьевские орлы».
      После ответов учеников подведем итоги: семья Левонтия отличалась от семей хозяйственных и серьезных сибиряков своей беспорядочной жизнью. Левонтий не крестьянствовал, как дедушка мальчика, а был рабочим, заготавливал бадога для завода. Он пьянствовал после получки, безрассудно тратил деньги и, напившись, бил жену и детей, которые убегали и прятались по соседям. Левонтий не заботился о воспитании детей, они росли, как беспризорники, и питались как придется.
      — Найдите в тексте отрывок, рисующий дом дяди Левонтия. Прочитайте его. Какие детали говорят о неустроенности жизни этой семьи?
      Описание дома Левонтия оставляет у читателя впечатление безалаберности и абсурда. С одной стороны, вроде бы хорошо, когда ничего не мешает смотреть на свет белый, но, с другой стороны, дом, который не имеет ни наличников, ни ставен, ни даже сеней, не назовешь уютным домом, в нем не захочется жить. О неустроенности семьи Левонтьевых говорят отсутствие самых необходимых в деревенском быту деталей дома, «кое-как застекленные окна», описание печки, «раскорячившейся посреди избы», и рассказ о том, как семейство ковыряло весной землю вокруг дома, возводило изгородь и зимой сжигало эту изгородь в печке, потому что в запасе не было дров.
      — Какую пословицу употребляет бабушка, когда говорит о семье Левонтьевых?
      Бабушка рассказчика говорит о Левонтьевых пословицей: «...у них самих в кармане — вошь на аркане».
      — О чем говорит фраза: «У кого-то левонтьевские „сбодали“ жердь...»?
      Одна из главных проблем рассказа — различение истинной и ложной любви.
      Рассказчик — мальчик, который повествует о своей жизни; автор — зрелый человек, который не дает прямых оценок, но с помощью расстановки фактов дает нам понять истинную суть событий. На протяжении разбора рассказа будем учиться различать эти два образа.
      Рассказчик говорит: «Дядя Левонтий плавал когда-то по морям, любил море, а я любил его». Детские интонации мы слышим в словах: «Моя мать утонула. Чего хорошего? Я нынче сирота. Несчастный человек, и пожалеть меня некому. Левонтий только пьяный жалеет, и все. А бабушка только кричит да нет-нет и поддаст — у нее не задержится». Мы видим, что мальчику кажется, будто бабушка не любит его, а дядя Левонтий любит.
      — Так ли это на самом деле? Что хочет сказать нам автор?
      — Можно ли назвать пьяные слезы дяди Левонтия проявлением любви к мальчику?
      — Были ли в вашей жизни такие ситуации, когда вам казалось, что вас не любят, а потом вы поняли, что это совсем не так?

     Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение эпизода «Поход за ягодами на увал» со слов «Вот с ребятишками дяди Левонтия...» до слов «...получилось земляники даже с «копной».

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 08.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar