Главная» 6 класс » Литература

План конспект по литературе 6 класс Урок 39 Тема: Анализ эпизода «Поход за ягодами на увал». Автор и рассказчик в произведении. Речевая хара
09.10.2016, 00:02

Тема: Анализ эпизода «Поход за ягодами на увал». Автор и рассказчик в произведении. Речевая характеристика героев.

Цель: рассмотреть подробно эпизод, научить давать нравственную оценку поступкам героев, показать художественную роль пейзажа в рассказе

Ход урока.

 I. Эпизод «Поход за ягодами на увал». Автор и рассказчик в произведении. Речевая характеристика героев
      Эвристическая беседа
      Эпизод «Поход за ягодами на увал» является ключевым в произведении.
      Предложим одному-двум подготовленным ученикам прочитать этот эпизод выразительно.
      Вернемся к абзацу: «Вот с ребятишками дяди Левонтия... мы скоро пришли в лес, на каменистый увал».
      — Найдите глаголы в этом отрывке. Выпишите их в тетрадь.
      * Бросали, барахтались, принимались драться, плакали, дразнились, заскочили, не поспело, напластали, наелись, побросали, оставили, пищали, пришли.
      — Как вы понимаете значение выражения «напластали беремя луку-батуна»?
      Если дети затрудняются ответить, то подскажем, что это означает «нарвали луку в подол рубахи».
      — Как эти глаголы характеризуют «левонтьевских орлов»?
      Эти глаголы характеризуют левонтьевских ребятишек как беспорядочную и недисциплинированную ораву. Писателю потребовалось так много глаголов, чтобы передать большое количество беспорядочных действий.
      — Перечислите кратко события этого похода на увал.
      С утра дети пошли на увал брать ягоду. Сначала они собирали молча, но потом им это надоело, они стали дразниться, драться, съели все ягоды. Затем брызгались в речке, ловили подкаменщика, потом растерзали его на берегу. Подбили стрижа и похоронили его в гальке, скоро забыв о птичке. Затем они забегали в устье холодной пещеры, хвастались друг перед другом. Санька пугал своих братьев и сестер. Затем левонтьевские ушли домой, а мальчика оставили одного в тайге и без ягод, зная, что его дома накажут.
      — Почему Митя высыпал ягоды в траву? Какие чувства он испытал при этом? Проследите по тексту.
      «— А хочешь, я все ягоды съем? — сказал я это и сразу покаялся: понял, что попал на уду».
      «— Мне слабо? Хорохорился я, искоса глядя в туесок. Там было ягод уже выше середины. — Мне слабо? — повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды в траву...»
      «Мне досталось всего несколько малюсеньких ягодок. Жалко ягод. Грустно. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой. Все равно уж теперь».
      — Почему автор пишет: «Навалилась левонтьевская орда...»? Какое отношение он передает к детям дяди Левонтия этими словами?
      — Что заставило мальчика говорить: «Я еще у бабушки калач украду!»?
      — Кто рассказывает нам об этом дне: рассказчик или взрослый человек? Кто мог бы сказать фразу: «Так интересно и весело провели мы день...»? Как вы думаете, как относится к событиям этого дня автор?
      От имени мальчика автор пишет, что дети провели день «интересно и весело». Но сам автор не считает, что день, когда не было сделано ни одного полезного дела, когда «за некрасивый вид» растерзали рыбину, пуляли камнями в птиц и подшибли стрижа, можно назвать веселым. От имени рассказчика автор называет этот день веселым, но таким образом призывает читателей подумать, так ли это.
      — Кому из левонтьевских ребятишек автор уделяет больше внимания?
      — Прочитайте портрет Саньки.
      Среди левонтьевских ребятишек автор больше внимания уделяет Саньке. Санька был вторым сыном дяди Левонтия и, когда старший уходил с отцом, чувствовал себя главным среди детей. Астафьев пишет; «Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят». Это было действительно так, потому что именно Санька дразнил мальчика, заставляя его высыпать ягоды, смеялся над ним, издевался и требовал калачи. Автор как бы изучает Саньку, он дает нам понять, что героя рассказа притягивает и восхищает энергия и изобретательность Саньки и отталкивают его злость и подлые поступки.
      — Что можно сказать об отношении автора к детям дяди Левонтия? Как автор их называет?
      Отношение писателя к детям грустное и ироничное. Он понимает, что это дети, которых не воспитывают как надо, и они не виноваты в этом. Они часто остаются голодными, и родители плохо заботятся о них. Тогда автор называет их «ребятишки». Ирония автора проявляется в названии «левонтьевские орлы». Возмущение их поведением передается в словах «левонтьевская орда». Словом «народ» называет своих братьев и сестер Санька, это слово нельзя считать авторской характеристикой.
      Чтобы ввести понятие «речевая характеристика героя», прочитаем несколько реплик, характеризующих Саньку, затем Таньку, спрашивая, узнали ли ученики героя.
      — Речь каждого из героев Астафьева отличается от речи остальных героев. С помощью каких примет мы отличаем, кому принадлежат те или иные слова?
      Ученики назовут особенности употребления слов, интонации.
      — Для чего автор делает различимой речь каждого героя?
      Чтобы мы могли лучше представить себе характер героя.
      * Характеристика героя — описание особенностей, свойств героя с помощью портрета, рассказа о поступках.
      * Речевая характеристика героя — описание характерных, отличительных свойств, качеств героя с помощью речи.
      — Что мы можем сказать о Таньке и Саньке по их речи?

      
Домашнее задание
      Подготовить ответы на 7—8 вопросы учебника (с. 106, ч. 2).
      Составить цитатный план для рассказа о Саньке Левонтьеве, о бабушке Катерине Петровне (по выбору ученика).

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 08.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar