Главная» 6 класс » Литература

План конспект по литературе 6 класс Урок 42 Тема: Вн. Чтение В. П. Астафьев. Сборники рассказов «Конь с розовой гривой», «Последний поклон»
09.10.2016, 00:03

Тема: Вн. Чтение В. П. Астафьев. Сборники рассказов «Конь с розовой гривой», «Последний поклон»

Цель: Расширить знания учащихся о жизни, детстве В.П. Астафьева, развитие творческих способностей учащихся (актерские, художественные), быть активными, ответственными, веселыми.

Ход урока.

I ведущий: Каждому подлинному художнику присуща черта, придающая своеобразие и неповторимость его таланту. У Виктора Астафьева, по словам писателя Сергея Залыгина, такой чертой является совестливость как нравственная причастность к окружающей жизни и ответственность за все, что в ней совершается. В его душе неумолчен голос. Как живете, люди? Если жизнь приносит вам невзгоды и страдания, то и я в этом повинен, готов прийти на помощь обиженному, обуздать зло, заклеймить острым словом низость и жестокость.

II ведущий. Горькая правда: Удивителен, многогранен и вместителен мир, воссозданный в “Последнем поклоне”. Это своеобразная летопись жизни сибирской деревни. Астафьев воссоздает убогий уклад заброшенного села, с его нищетой, пьянством, доходящим до дикого разгула, рисует галерею сибирских характеров (своей родни, соседей, земляков и переселенцев) - непутевых, бесшабашных и безалаберных, жестоких в “кураже, ломающих жизнь себе и своим близким. Но эти же люди оказываются способны к добру и участию, в “крайние” минуты спасают и поддерживают друг друга, терпеливо перемалывают жизнь в непосильном труде, часто связанном с опасностью и риском. В них, носителях неписаной, “инстинктивной” морали видел Астафьев “становую” жизнь народа.

Венцом его жизнестойкости, терпения и доброты стал образ бабушки Катерины Петровны, примирявшей мальчика с жестокостью жизни и эти слова: “Почитай людей, почитай! От них добро!...”

1 ведущий: Назовите произведения, которые вошли в сборник “Последний поклон”.

2 ведущий: У нас ребята подготовили отрывки наизусть, из рассказов, входящих в
сборник “Последний поклон”.

1 ведущий: Читают отрывки наизусть, а зрители должны угадать, из какого рассказа
данный отрывок.

2 ведущий: Есть ребята, которые написали отзыв о прочитанном произведении (читают
отзыв).

1 ведущий: Кто скажет, на каком факте из биографии В.П. Астафьева был написан
рассказ “Васюткино озеро”? Судьба этого рассказа любопытна.

2 ведущий: А теперь проведем викторину по рассказам В.П. Астафьева из сборника
“Последний поклон”.

Викторина

2 ведущий: “... Тайга, тайга. Без конца и края тянулась она. С высоты она казалась огромным темным морем. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще”. (“Васюткино озеро”)

1 ведущий: “Я взял в руки птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесчувственными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавчинкой по бокам”.

(“Зачем я убил коростеля?”)

2 ведущий: “Как-то опять пришли мальчишки, засунули руку в норку, чтобы вытащить Скрипа, а достать не могут. Скрип вертел головой, должно быть, насмешливо думал: “Шалишь, братцы мальчишки!” (“Стриженок Скрип”)

1 ведущий: “Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытых
зверушек - белогрудая курица. Два или три лета прожила она в одиночестве, изредка
появляясь на людях в деревне”. (“Белогрудка”)

2 ведущий: “Вот теперь настало самое главное - страшная прорубь осталась позади, а Кольча - младший, отломив ветку от елки, хлещет по заду Лысуху и Гнедка. Лошади берут в рысь”. (“Запах сена”)

1 ведущий: “А эти все еще боролись, их подбрасывало на волнах, разметывало в стороны, как белый пух, и тогда мать вскрикивала коротко и властно. И мы понимали это так: “Быть всем вместе! Держаться ближе ко мне! Не вешать голов!”

(“Гуси в полынье”)

2 ведущий: “А ну, показывай трофеи!” Ага, молодцы! С копной малины набрала, молодец!... - похвалил он конопатую девочку в лыжных штанах. - И у тебя с копной! И у тебя!... Молодцы!... Молодцы!... Знаете что. ребятки, - хитро со значением прищурился рыбак, - подвиньтесь-ка ближе, и я вам интересное скажу на ухо”.

Что сказал рыбак ребятам? Из какого рассказа эти строки?

(“Бабушка с малиной”)

1 ведущий: “Знаете че?” - поговорив с братами, вернулся ко мне Санька. - Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод - и готово дело!.. “Ой, дитятко мое! - принялся с точностью передразнивать мою бабушку Санька. - Пособил тебе господь, сиротинке, пособил...” - и подмигнул мне бес Санька, и помчался дальше, вниз с увала. А я остался. После чего предложил Саньке эту аферу.

(“Конь с розовой гривой”)

Учитель: Мало кому известно, что В.П. Астафьев не только писал прозаические произведения, но и писал стихи. На его стихотворение “Ах, осень, осень” сочинен романс композитором Пороцким. (исполняется романс)

Урок заканчивается словами Александра Твардовского:

- Нет, жизнь меня не обидела,
Добром своим не обошла.
Всего с лихвой дано мне было в дорогу
- света и тепла

             Домашнее задание
      В качестве домашнего задания можно предложить написать отзыв по одному из рассказов В. П. Астафьева, входящих в сборники «Конь с розовой гривой», «Последний поклон». (Пример отзыва см. в Приложении).

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 08.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar